- Философия
-
(Кол.2:8 ,Кол.17:18 ) (любовь к мудрости) - наука имеющая предметом умственное исследование начал и оснований, законов и целей, порядка и связи всего видимого и невидимого, чувственного и сверхчувственного, и отсюда - исследование и определение законов и целей и всего бытия вообще, и умственной и нравственной жизни и деятельности человека в особенности. св. Писание внушает и одобряет употребление разума и знания (Прит.3:13 ,18, Прит.8:10 ,11, Сол.6:20, Сир.6:18,37). В Н.З. сам Господь, пришедший просветить род человеческий, сравнивая ум наш с телесным зрением и неведение с мраком и слепотою, ясно дает видеть важность умственного образования (Лук.11:33 ,36, Иоан.12:35 ,46, Мат.15:14 ). Он обличал только ложную мудрость и заблуждения человеческие, но не истинное знание (Лук.11:52 , Мат.22:29 ). Апостолы внушали верующим, чтобы они не были детьми по уму, но были совершенными (1Кор.14:20 ) и молились, чтобы они избыточествовали в разуме и во всяком чувстве, чтобы узнать лучшее (Фил.1:9 ,10). История Церкви свидетельствует, что многие из отцов и учителей Церкви обладали глубокими и обширными познаниями в философии, истории, естественных и других науках (Иустин муч., Климент Александр., Василий Великий, Григорий Богослов и др. ). Но все попытки разума в достижении истины знания, в решении высших задач, во всех изысканиях своих без света Божественного Откровения, вне учения Церкви, не только недостаточны, не полны и односторонни, но иногда совершенно ложны и разрушительны. Примеры сего видим в самых знаменитых философах греч. Сократ и Платон, веруя в единого Бога, допускали многих низших богов, учили чтить богов отечественных и не изменять народной религии. Сократ сомневался в бессмертии души. Платон искажал истину бессмертия учением о переселении душ. Аристотель признавал вечность материи. Зенон подчинял Бога и человека судьбе. И между новейшими философами, к сожалению, встречаются и материалисты, и атеисты и проч. Вот это и есть та ложная философия, о которой великий учитель языков говорит: "Смотрите, братия, чтобы кто не увлеклась философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира а не по Христу" (Кол.2:8 ). Где начало и корень этой ложной философии? Болезненная любовь к новизне несомненно увлекает человеческий разум и к ереси. Поистине люди часто забывают величественно трогательные слова Спасителя о детях: "Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное (Мат.18:3 и след. ).
Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. арх. Никифор. 1891.