- Фавор гора
-
(Нав.19:22 ). На восток, не подалеку от Назарета, в коем Искупитель наш пребывал до вступления в дело нашего спасения, на север от Наина, где Он, милосердый, воскресил сына бедной вдовицы, на запад от моря Генисаретского, столько раз ознаменованного Его чудотворениями, с северной оконечности обширной, цветущей долины Ездрилонской, возвышается почти в виде правильного конуса гора; высота ее по отвесной линии составляет до 500 саженей, вершина в окружности около трех верст - это священный Фавор. Прославленная преображением Господа, гора Фавор, по своему местоположению и великолепию, есть одна из самых примечательных гор не только в Палестине, но и на всем земном шаре. В гористой Палестине все горы идут непрерывными цепями; Фавор возвышается уединенно от всех прочих как бы для того, чтобы и другие горы не разделяли с ним славы, предопределенной ему свыше. Крутые и высокие горы везде представляют возвышенности сухие, скалы каменистые, но Фавор от подошвы до вершины покрыт плодоносною почвою; ароматические травы и цветы, тенистые рощи и плодоносные дерева, поляны покрытые тучными нивами, - вот та великолепная риза, коей облекается священный Фавор и в наше время, когда вся Обетованная земля представляет вид бедной пустынной страны.Местоположение и великолепие Фавора дали ему известность в самой глубокой древности времен ветхозаветных. Историческая его известность начинается почти вместе с историею народа Божия, именно со времени переселения Израиля из Египта в землю Обетованную. Преемник боговидца Моисея, Иисус Навин, исполняя грозную волю Господню об истреблении потомства злополучного сына Хамова, шел с победоносным воинством мимо Фавора; у подошвы его располагал свой стан, с вершины горы вероятно обозревал города и веси, которые предавал Господь в руки его. При разделе завоеванной земли, Фавор назначается пределом племен Завулонова и Иссахарова. Когда предал Господь Израиля за нарушение завета в руки врагов, и скорби порабощения обратили грешников к покаянию, Фавор озарился славою милости и спасения свыше: на скале его к долине Ездрилонской и ныне есть селение, носящее имя пророчицы Девворы: это памятник того, что на сем месте священного Фавора воздвиг Господь спасительницу Израиля, На Фаворе боговдохновенная жена призвала Варрака с 10,000 воинов, сказав, что она предаст ему враждебного военачальника царя Ассорского, Сисару. По слову пророчицы произошло сражение у Варрака с Сисарою и совершилась предсказанная победа, после которой вдохновенная Деввора воспела торжественный гимн Всемогущему Помощнику и Покровителю (Суд. 4 и 5). Здесь погибли братья Гедеона, судии Израильского, от руки царей Мадиамских, Зевея и Салмана (Суд.8:18 ,19).Но эти и другие события были только предображением той славы, коей удостоил Господь наш священный Фавор, избрав его местом для Своего славного преображения. Повествуя о сем событии, ев. не именуют Фавор, а говорят только о горе высокой (Мат.17:1 , Мар.9:2 ), или просто о горе (Лук.9:28 ), и это как бы потому что и без наименования Фавора само собою понятно его преимущество; что только высокой и уединенной горе Фавор прилично было представить собою престол Господу для таинственной Его беседы с Отцом небесным, только горе светлой прилично было озариться тем светом, который заблистал в минуты славного преображения. "Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются" (Пс.88:13 ), восклицает венчанный пророк, провидя славное назначение Фавора. Самовидцы славы Петр, Иаков и Иоанн, по страдании и воскресении Господа, первые возвестили о предъизобразительной славе Его на горе Фавор. По указанию свидетельства их, первенствующие Христиане назвали Фавор горою преображения; св. Кирилл и блаж. Иероним нашли предание это общеизвестным. Равноапостольная имп. Елена украсила Фавор памятником, соорудила на вершине его храм о трех престолах во имя свидетелей преображения Господня, св. ап. Петра, Иакова и Иоанна, или по другим - Иисуса, Моисея и Илии. В VIII веке существовал здесь монастырь, но до наших дней из всей святыни Фаворской благоговение Христиан хранит остатки храма, воздвигнутого св. Еленою.
Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. арх. Никифор. 1891.