- Раав
-
(Пс.86:4 ) или Рахав, или Рехаб (надменность, гордость) - название прилагаемое к Египту в некоторых местах Ветхого Завета (Исх.51:9 ). Нет оснований думать, что это слово составляет собственно название Египта; по всей очевидности, оно употреблено здесь в иносказательном смысле для обозначения надменности, хвастовства и гордости Египтян. Мысль эта ясно выражена в кн. пр. Исаии, в словах: "сила их (или храбрость) - сидеть спокойно", без дела (Ис.30:7 ), т.е. что они храбры только на словах и сидят постоянно без дела, и потому они не надежные помощники, чтобы у них искать помощи и подкрепления. В кн. Иова (Иов.9:13 , Иов.26:12 ) это слово употребляется о море и означает бушевание, волнение и как бы гордость и превозношение.II. Раав или Рахав (широкий, обширный отсюда существительное: свобода) (Нав.2:1 ,3, Нав.6:16 , Мат.1:5 , Иак.2:25 , Евр.11:31 ) - одна из Иерихонских жительниц, обыкновенно называемая Раав-блудница. Некоторые полагают смягчить это оскорбительное название и называют ее содержательницею гостиницы. Раав слышала об Израильтянах и о милостях Божиих, во множестве оказанных им Господом, о победах одержанных ими над царями Аморрейскими, Огом и Сигоном, знала и о том, что и Иерихон должен быть достоянием Израильтян (Нав.2:8 ,11). Когда два соглядатая, посланные Иисусом Навином для исследования Обетованной Земли, пришли в Иерихон и остановились для ночлега в доме Раав, царь Иерихонский узнал об их приходе и их цели и послал отыскивать их. Раав скрыла их на кровле своего дома в снопах льна, находившихся на кровле, и затем в удобное время спустила их по веревке в окно за городскую стену, к которой примыкал дом ее. Следуя ее указаниям, соглядатаи скрывались три дня в одной горе и затем, благополучно перешедши Иордан, возвратились к своему стану. Раав и соглядатаи заключили между собою условие, что первая возьмет червленную веревку и прикрепит ее к окну, или к отверстию, через которое они скрылись, и когда город будет разрушен, то дом ее и все находящиеся в нем будут пощажены (Нав.2:17 ,23). Известие, полученное от Раав, побудило Иисуса Навина немедленно приступить к осаде Иерихона; когда же город был взят и сожжен, Раав и ее род были пощажены, согласно обещанию, данному соглядатаями (Нав.6:17 ,25). После сего Раав вышла в замужество за князя Салмона и вошла в родословную царя Давида и Христа Спасителя (Мат.1:5 ). Вера Раав засвидетельствована два раза в Новом Завете, именно в соборном послании Иакова (Иак.2:25 ) и в послании ап. Павла к Евреям (Евр.11:31 ). "Раав блудница, пишет ап. Иаков, не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?" И ап. Павел пишет: "Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными".
Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. арх. Никифор. 1891.