- Притчи Христовы
-
(Мат.13:3 ,23, Мар.4:2 ,11, Лук.8:4 ,18 и др.), т.е. наставления, заимствованные из подобий окружающей природы или примеров, взятых из обыкновенной жизни человеческой, которые нередко Господь Иисус Христос предлагал Своим ученикам и народу в поучение и назидание. Иные притчи Он изъяснял особенно ученикам Своим наедине а самую большую часть оставлял без объяснения, чтобы овладеть вниманием слушающих и приучить их к размышлению, чтобы они к подобиям и предложенным примерам сами приноравливали истины веры и тайны царствия Божия, и таким образом, посредством чувственного, земного, сами разъяснили себе в возможных подробностях вышечувственное и небесное. Образцы притчей встречаются иногда и в Ветхом Завете: так например первою притчею можно назвать притчу Иофама Сихемлянам о деревьях, желающих избрать себе царя (Суд.9:7 ,20); затем притча Нафана к Давиду о богаче, отнявшем у бедняка единственную его овцу (2Цар.12:1 ,9), притча Иоаса царя Израильского, обращенная к Амасии царю Иудейскому, о терне и кедре на Ливане, отличающаяся, несмотря на приточный характер, своим едким сарказмом. Притчи Господа Иисуса Христа особенно отличаются своею простотою, естественностью и безыскусственностью. Видит например Он пред Собою засеянное поле и говорит о сеянии. Говорит к ученикам, которые большею частью были рыболовы, и предлагает притчу о рыбной ловле. Сидит за столом, и царствие Божие уподобляет большому пиру. Проходит мимо виноградных садов, и говорит о виноградной лозе и ветвях на лозе. Все у Него заимствовано из обыкновенной, окружающей нас природы, из круга учеников и их образа мыслей и занятий, из нравов и жизни народа, все соответствует обыкновенным понятиям и обыкновенному образу мыслей человеческих. Притчи Господа Иисуса Христа можно исчислить следующим образом:2) О добром семени и о плевелах (Мат.13:24 ,30, 36-43).3) О зерне горчичном (Мат.13:31 ,32).4) О закваске (Мат.13:33 ).5) О сокровище, скрытом на поле (Мат.13:44 ).6) О купце, ищущем хорошего жемчуга (Мат.13:45 ,46).7) О неводе, закинутом в море (Мат.13:47 ,50).8) О немилосердном должнике (Мат.18:23 ,35).9) О работниках в винограднике (Мат.20:1 ,16).10) О двух сыновьях (Мат.21:28 ,31).12) О браке царского сына (Мат.22:1 ,14).13) О десяти девах (Мат.25:1 ,13).14) О талантах (Мат.25:14 ,30).15) О семени, возрастающем в земле неприметным образом (Мар.4:26 ,29).16) О двух должниках (Лук.7:41 ,43).17) О благодетельном Самарянине (Лук.10:30 ,37).18) О человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга (Лук.11:5 ,8).19) О любостяжательном богаче, у которого был большой урожай в поле (Лук.12:16 ,21).20) О неплодной смоковнице в винограднике (Лук.13:6 ,9).21) О званных на большой ужин (Лук.14:16 ,24).23) О потерянной драхме (Лук.15:8 ,10).24) О блудном сыне (Лук.15:11 ,32).25) О неверном домоправителе (Лук.16:1 ,926) О богатом и Лазаре (Лук.16:19 ,31).27) О работнике пришедшем с поля (Лук.17:7 ,10).28) О неправедном судии (Лук.18:1 ,8).29) О фарисее и мытаре (Лук.18:9 ,44).30) О десяти минах (Лук.19:11 ,27).31) О добром пастыре и наемнике (Иоан.10:1 ,16).Но кроме исчисленных нами притчей в Н.З. встречаются другие краткие части учения Христова, изложенные приточным языком, как например о человеке благоразумном, построившем дом свой на камне и о безрассудном воздвигшем дом свой на песке (Мат.7:24 ,27, Лук.6:47 ,49), о ветхой одежде и о ветхих мехах (Мат.9:16 ,17), о женихе и сынах брака (Мат.9:15 ), и некоторые другие.Наибольшею своею трогательностью и назидательностью отличаются притчи о благодетельном Самарянине, заблудшем сыне, о десяти девах, о богаче и Лазаре и проч.
Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. арх. Никифор. 1891.