Притчи Христовы

Притчи Христовы
(Мат.13:3 ,23, Мар.4:2 ,11, Лук.8:4 ,18 и др.), т.е. наставления, заимствованные из подобий окружающей природы или примеров, взятых из обыкновенной жизни человеческой, которые нередко Господь Иисус Христос предлагал Своим ученикам и народу в поучение и назидание. Иные притчи Он изъяснял особенно ученикам Своим наедине а самую большую часть оставлял без объяснения, чтобы овладеть вниманием слушающих и приучить их к размышлению, чтобы они к подобиям и предложенным примерам сами приноравливали истины веры и тайны царствия Божия, и таким образом, посредством чувственного, земного, сами разъяснили себе в возможных подробностях вышечувственное и небесное. Образцы притчей встречаются иногда и в Ветхом Завете: так например первою притчею можно назвать притчу Иофама Сихемлянам о деревьях, желающих избрать себе царя (Суд.9:7 ,20); затем притча Нафана к Давиду о богаче, отнявшем у бедняка единственную его овцу (2Цар.12:1 ,9), притча Иоаса царя Израильского, обращенная к Амасии царю Иудейскому, о терне и кедре на Ливане, отличающаяся, несмотря на приточный характер, своим едким сарказмом. Притчи Господа Иисуса Христа особенно отличаются своею простотою, естественностью и безыскусственностью. Видит например Он пред Собою засеянное поле и говорит о сеянии. Говорит к ученикам, которые большею частью были рыболовы, и предлагает притчу о рыбной ловле. Сидит за столом, и царствие Божие уподобляет большому пиру. Проходит мимо виноградных садов, и говорит о виноградной лозе и ветвях на лозе. Все у Него заимствовано из обыкновенной, окружающей нас природы, из круга учеников и их образа мыслей и занятий, из нравов и жизни народа, все соответствует обыкновенным понятиям и обыкновенному образу мыслей человеческих. Притчи Господа Иисуса Христа можно исчислить следующим образом:
1) Притча о сеятеле (Мат.13:3 ,23, Мар.4:3 ,8,14-20, Лук.8:5 ,8,11-15).
2) О добром семени и о плевелах (Мат.13:24 ,30, 36-43).
3) О зерне горчичном (Мат.13:31 ,32).
4) О закваске (Мат.13:33 ).
5) О сокровище, скрытом на поле (Мат.13:44 ).
6) О купце, ищущем хорошего жемчуга (Мат.13:45 ,46).
7) О неводе, закинутом в море (Мат.13:47 ,50).
8) О немилосердном должнике (Мат.18:23 ,35).
9) О работниках в винограднике (Мат.20:1 ,16).
10) О двух сыновьях (Мат.21:28 ,31).
11) О злых виноградарях (Мат.21:33 ,41, Мар.12:1 ,9, Лук.20:9 ,16).
12) О браке царского сына (Мат.22:1 ,14).
13) О десяти девах (Мат.25:1 ,13).
14) О талантах (Мат.25:14 ,30).
15) О семени, возрастающем в земле неприметным образом (Мар.4:26 ,29).
16) О двух должниках (Лук.7:41 ,43).
17) О благодетельном Самарянине (Лук.10:30 ,37).
18) О человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга (Лук.11:5 ,8).
19) О любостяжательном богаче, у которого был большой урожай в поле (Лук.12:16 ,21).
20) О неплодной смоковнице в винограднике (Лук.13:6 ,9).
21) О званных на большой ужин (Лук.14:16 ,24).
22) О заблудившейся овце (Мат.18:12 ,14, Лук.15:3 ,7).
23) О потерянной драхме (Лук.15:8 ,10).
24) О блудном сыне (Лук.15:11 ,32).
25) О неверном домоправителе (Лук.16:1 ,9
26) О богатом и Лазаре (Лук.16:19 ,31).
27) О работнике пришедшем с поля (Лук.17:7 ,10).
28) О неправедном судии (Лук.18:1 ,8).
29) О фарисее и мытаре (Лук.18:9 ,44).
30) О десяти минах (Лук.19:11 ,27).
31) О добром пастыре и наемнике (Иоан.10:1 ,16).
Но кроме исчисленных нами притчей в Н.З. встречаются другие краткие части учения Христова, изложенные приточным языком, как например о человеке благоразумном, построившем дом свой на камне и о безрассудном воздвигшем дом свой на песке (Мат.7:24 ,27, Лук.6:47 ,49), о ветхой одежде и о ветхих мехах (Мат.9:16 ,17), о женихе и сынах брака (Мат.9:15 ), и некоторые другие.
Наибольшею своею трогательностью и назидательностью отличаются притчи о благодетельном Самарянине, заблудшем сыне, о десяти девах, о богаче и Лазаре и проч.

Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. . 1891.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Притчи Христовы" в других словарях:

  • Притчи Иисуса Христа — Страшный суд и притча о десяти девах (неизвестный фламандский художник, середина XV века) Притчи Иисуса Христа  изложенные в Евангелиях …   Википедия

  • Притчи о соли и свете — Соль и свет  метафоры, используемые Иисусом Христом в Нагорной проповеди. Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы свет мира. Не может… …   Википедия

  • ПРИТЧИ ЕВАНГЕЛЬСКИЕ — краткие повествования, с помощью к–рых раскрывается смысл Благой Вести. Наличие в евангельских П. цельного нарративного сюжета отличает их от ветхозав. П. (евр. МАШАЛ), представляющих собой афоризмы. *Жанр нарративных П. возник в ветхозав. время… …   Библиологический словарь

  • Притчи Соломона — ветхозаветная библейская книга, помещающаяся в славянской русской Библии вслед за Псалтирью и состоящая из 31 главы. По своему характеру это книга поэтически дидактическая, в поэтических формах излагающая возвышенные религиозно философские истины …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Притчи Соломона — – ветхозаветная библейская книга, помещающаяся в славянской русской Библии вслед за Псалтирью и состоящая из 31 главы. Она излагает в поэтической форме религиозно философские истины. В начале ее прямо говорится о принадлежности ее перу… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ II — Язык Евангелий Проблема новозаветного греческого Дошедшие до нас оригинальные тексты НЗ написаны на древнегреч. языке (см. ст. Греческий язык); существующие версии на др. языках это переводы с греческого (или с др. переводов; о переводах… …   Православная энциклопедия

  • ЕВАНГЕЛИЯ — (греч. euaggљlion; евр. бесорá  благая, или радостная, весть), первые четыре книги новозав. канона, посвященные земной жизни, учению, смерти и Воскресению Иисуса Христа, книги, к–рые являются средоточием и вершиной НЗ и всей Библии в целом. Хотя …   Библиологический словарь

  • Притча —    жанр эпической миниатюры, имеющей форму краткого аллегорического иносказания с морализирующей, дидактической направленностью религиозно нравственного или сугубо светского характера. Эпичность притчи состоит в том, что в ней отсутствует какая… …   Эстетика. Энциклопедический словарь

  • ЛИТЕРАТУРНО–ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ БИБЛИИ — отображение тем Свящ. ПИСАНИЯ в мировой художеств. литературе. Л.  х.и.Б. охватывает все *роды литературные и многие *жанры литературные, имеет долгую историю и большой диапазон от простых *парафразов до вольной переработки свящ. сюжетов.… …   Библиологический словарь

  • Притча о блудном сыне — Запрос «Блудный сын» перенаправляется сюда; см. также другие значения …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»