- Обед и ужин
-
(Лук.14:12 ,24). Обеды обыкновенно приготовлялись у Евреев от 10 часов утра до полудня и главным образом состояли из плодов, сыра, молока и проч. Жители Персии в настоящее время садятся в первый раз за стол завтракать между 10-ю и 11-ю часами. Более питательная пища подавалась во время обеда. У Римлян в древнее время обыкновенно обедали в 3 часа, но на Востоке, как и в настоящее время в Персии, около 6 или 7-ми часов вечера для того, чтобы избегнуть расслабляющего действия.полуденного жара. Перед тем как садиться за стол, в общем обычае было умывать руки, что конечно требовалось способом употребления ими пищи. Того же самого обыкновения держались Греки и Римляне в первые времена, и оно доселе еще преобладает на Востоке. Фарисеи придали этому обычаю особенное религиозное значение, и по их верованию, нарушение оного учениками Господа, считалось большим грехом (Мат.15:2 ,20, Лук.11:38 ). Во времена Самуила народ не хотел есть, пока он не благословит жертву, и в этом случае в первый раз встречается упоминание в свящ. Писании о благословении на пищу (1Цар.9:13 ). Впрочем, во времена Господа Иисуса Христа было общим правилом призывать благословение или благодарение перед принятием пищи (Мат.14:19 , Мат.15:36 ). В более древний период времени Евреи садились за стол (Быт.27:19 ) подобно тому как и древние Египтяне, а впоследствии древние Греки и Римляне, но затем они ввели в обычай возлежать за столом (Ам.6:4 ). Столы, вероятно, были небольшие, и несколько столов вместе употреблялись только в известных случаях (Быт.43:32 ). Пища подавалась на блюдах, и гость обмакивал свой кусок хлеба в уксус (Руф.2:14 ) - обычай бывший во время земной жизни Спасителя (Мат.26:23 ). В назначении мест за столом руководились относительным достоинством приглашенных на обед лиц (Лук.14:8 ).
Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. арх. Никифор. 1891.