- Коза, козел
-
(Лев.3:12 ). Стада козлов и коз считались в древности одним из важнейших предметов в хозяйственном быту человека (Быт.27:9 , 1Цар.25:2 и др.) Вообще походя на овец по своему наружному строению и виду, козлы и козы отличаются от них большею живостью и быстротою в своих движениях. Они питаются древесною корою и молодыми побегами, и ноги их хорошо приспособлены для прыганья и лазанья по скалам и горам. Козье молоко очень пригодно для пищи и употребляется иногда в лечении грудных болезней. "И довольно козьего молока в пищу тебе, говорит Соломон, в пищу домашним твоим, и на продовольствие служанкам твоим" (Прит.27:27 ). Козья шерсть употреблялась и употребляется для изделий разного рода: так например Еврейские женщины ткали из оной завесы для Скинии (Исх.25:4 . Чис.31:20 ). Из кожи делали сосуды или мехи, (Нав.9:4 . Мат.9:17 ), а в настоящее время делают из нее между прочим сафьян, или сафьянные переплеты. По Иудейскому закону коза считалась животным чистым (Втор.14:4 ) и была приносима в жертву за грех (Лев.3:12 ). В свящ. Писании нередко встречаются аллегорические указания на этих животных, на их быстроту движений и смелость, на их подвижность и т.д. (Прит.30:31 , Зах.10:3 и др. ). Как хорошие пастухи в своих овчарнях отделяют козлов с худыми качествами от овец, так, по словам Господа, на последнем Страшном Суде Его произойдет отделение добрых людей от злых (Мат.25:33 ). В кн. пр. Даниила козел представляется символом Македонской империи. Козлы и козы вообще изобиловали в Палестине.
Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. арх. Никифор. 1891.