Ионафан

Ионафан
(дар Божий) - слово тождественное с греч. Феодор - имя различных лиц, упоминаемых в священ, книгах в. з.
а) (Суд.18:30 ) потомок или сын Гирсона, молодой левит, из Вифлеема Иудина, живший во времена Судей. Имя его связано с историею идолопоклонника Михи, жившего на горе Ефремовой и имевшего в своем доме сделанные из серебра истукан и кумир, равно как ефод и терафим. В доме его Ионафан совершал идолослужение в качестве жреца. Повествование о сем подробно передано в 17 и 18 гл. книги Судей.
б) (1Пар.2:32 , 33) из сынов Иады, брата Шаммаева, потомок Иуды.
в) (1Цар.13:2 ,3) старший сын царя Саула и близкий друг Давида. Ионафан в первый раз является в библ. истории, вскоре по восшествии на престол Саула. Подобно своему отцу Саулу, он отличался силою и ловкостью (2Цар.1:23 ), доказательством чего служит его воинский подвиг при Михмасе. Он славился также искусством в военных упражнениях в стрельбе из лука и метании из пращи (1Пар.12:2 ). "Без крови раненых, без тука сильных, говорит свящ. дееписатель, лук Ионафана не возвращался назад" (2Цар.1:22 ), и это воинское орудие, вместе со стрелами, постоянно находилось подле него (1Цар.18:4 , 1Цар.20:35 ). Замечательно трогательна история нежной дружбы Ионафана с Давидом. Он любил Давида, как свою душу (1Цар.18:1 ), и эту любовь он питал к нему до самой своей смерти. При первой встрече с Ионафаном мы встречаем его постоянным спутником Саула и постоянно разделяющим трапезу с Саулом. Первым воинским подвигом его было избиение Филистимского гарнизона, близ Гевы, имевшее последствием вторжение в землю Израильскую всего Филистимского войска. Безоружные и упавшие духом, Израильтяне казались перед Филистимлянами совсем обреченными на смерть. У них почти вовсе не было воинских орудий (1Цар.13:19 -22), и множество их в крайнем отчаянии оставив свои жилища перебежали за Иордан (1Цар.13:6 -7), в страну Гадову и Галаадскую. В этом критическом положении Ионафан решился на смелую попытку напасть на Филистимский лагерь, или на сторожевой отряд, только с одним своим оруженосцем (1Цар.14:1 и след. ). Не сказав о своем намерении отцу, или кому другому, и твердо полагаясь единственно на помощь Божию, он вместе с оруженосцем, по условному знаку, перелез через ущелье, напал на передовой неприятельский отряд с такою внезапностью и успехом, что всем неприятельским войском овладел внезапный ужас, который еще более усилился вследствие чудесной помощи Божией (1Цар.14:14 ,20). Саул подоспел со своим войском на помощь в Ионафану, и в результате оказалась полная и решительная победа над врагами. Во время битвы, продолжавшейся целый день, сам Ионафан подвергся великой опасности, вследствие необдуманного заклятия Саула, наложенного им на народ и войско, заклятия - не вкушать пищи, доколе Филистимляне окончательно не будут разбиты (ст. 24). Ионафан, не зная об этом торжественном заклятии и утомленный своими воинскими подвигами, вкусил несколько дикого меда, найденного им в лесу. Таким образом заклятие было нарушено, и гнев Божий не замедлил обнаружиться (ст. 37). Саул, желая узнать причину оного, торжественно объявил немедленно смертную казнь над тем, кто согрешил, хотя бы это был его собственный сын, Ионафан (ст. 39). Бросили жребий, и пал жребий на Ионафана. И сказал Саул Ионафану: "расскажи мне, что сделал ты? И рассказал ему Ионафан и сказал: я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду; и вот я должен умереть" (ст. 43). Но благодарный народ спас Ионафана от неминуемой смерти. Он восстал как один человек против объявленного царем над Ионафаном смертного приговора, - "и освободил народ Ионафана, говорит свящ. дееписатель, и не умер он" (ст. 45). Помимо своей воинской храбрости, Ионафан, как мы уже заметили выше, ознаменовал себя постоянно близкою и верною дружбою с Давидом. Эта дружба началась с того самого дня, в который Давид одержал блистательную победу над Голиафом (1Цар.18:1 ), и неразрывно продолжалась до самой храброй смерти Ионафана на кровавых полях Гелвуйских; при чем вся личность Ионафана озаряется особенным светом духовного величия и красоты, таким светом, который не могут угасить, или омрачить, даже целые века. Его пламенная любовь к своему другу никогда не ослабевала и не умирала в его сердце. В знак любви, Ионафан подарил Давиду свою верхнюю одежду, свой меч, лук и пояс. Когда Саул, под увлечением ненависти к Давиду, хотел умертвить его, Ионафан дважды спасал Давида от смерти, нередко даже с опасностью своей собственной жизни (1Цар.19:1 ,7, 20). В сердечном убеждении в неизбежности грядущего хода событий и судеб Божиих, Ионафан сознавал, что отеческий престол, который он естественно мог считать принадлежащим ему по праву, по смерти отца должен был рано или поздно перейти к Давиду; но мысль об этом никогда не прерывала и не омрачала сердечных дружеских отношений между ними. Если бы Давид сделался царем, то Ионафан не желал ничего большого для себя, как быть вторым по нем (1Цар.23:17 ). После бурного взрыва гнева Саулова против Давида (каковой случай описан в 1Цар. гл. 20), и последовавшего затем бегства его из царского дворца, Ионафан только однажды виделся с Давидом. Это было в лесу, в пустыне Зиф. Здесь отыскал Ионафан Давида; здесь они возобновили дружеский союз между собою пред лицом Господа, и простились в последний раз (1Цар.23:18 ). После того об Ионафане ничего не упоминается в Библии до самой роковой битвы на горе Гелвуйской, в которой он был убит (1Цар.31:2 ). Тело его, вместе с телом Саула и сыновей, сначала было взято со стены Беф-сана и сожжено в Иависе (ст. 12) жителями Иависа, а затем, спустя несколько лет, благодаря любвеобильной заботливости Давида, кости их были перенесены оттуда, и погребены в семейной усыпальнице, во гробе Киса, отца Саулова, в Целе, в земле Вениаминовой. Свою печаль о смерти своего друга Давид излил в трогательно-умилительной песни, в которой первое место, естественно, занимает Ионафан: "Краса твоя, восклицает Давид, о Израиль, поражена на высотах твоих! Как пали сильные! Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона, чтобы не радовались дочери Филистимлян, чтобы не торжествовали дочери необрезанных. Горы Гелвуйские! Да не сойдет ни роса, ни дождь на вас, и да не будет на вас полей с плодами; ибо там повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем. Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучились и в смерти своей быстрее орлов, сильнее львов они были. Как пали сильные на брани! Сражен Ионафан на высотах твоих. Скорблю о тебе, брат мой, Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была превыше любви женской. Как пали сильные, погибло оружие бранное!" (2Цар.1:17 ,27). После Ионафана остался пятилетний сын, Мемфивосфей, чрез которого род Ионафанов продолжался до времен Ездры (1Пар.9:40 ).
г) (2Цар.15:27 , 2Цар.35:17 ) сын первосвящ. Авиафара, в царствование Давида. Он сопровождал царя, вместе со своим отцом, до горы Масличной, во время его бегства из Иерусалима, по случаю возмущения Авессалома, а затем возвратился в Иерусалим, и отсюда сообщал ему о замыслах и планах Хусия. Затем Ионафан упоминается при помазании на царство Соломона. В означенное время он явился к Адонии и сообщил ему эту новость (3Цар.1:42 ,43). Из слов Адонии, обращенных к Ионафану - ты честный человек, и несешь добрую весть, можно заключать, что Ионафан, подобно своему отцу Авиафару, держал сторону Адонии.
д) (2Цар.21:21 ) сын Сафая, брата Давидова. Он отличился своею храбростью, убивши одного великана, из потомков Рефаимов, отличавшегося, кроме огромного роста, еще лишними пальцами на руках и на ногах.
е) (2Цар.23:32 ) один из храбрых воинов Давида, сыновей Яшена. В (1Пар.11:34 ) читается: сын Шаге Гараритянин.
ж) (1Пар.27:32 ) дядя Давида и один из его советников и писцов.
з) (1Пар.27:25 ) сын Узии, из начальников над имением Давида.
и) (2Пар.17:8 ) из числа левитов, при царе Иосафате, учивших народ Закону Божию по городам Иудейским.
к) (Иер.37:15 ) государственный тайнописец во времена царя Седекии.
л) (Иер.40:8 ) сын Карея и брат его Ионан, оба из военачальников Иудейских, убежавших во время разрушения Иерусалима и при Годалии возвратившихся в Массифу.
м) (Езд.8:6 ) потомок Адина, отец Еведа, один из спутников Ездры, при его возвращении из Вавилона в Иерусалим. Во (2Езд.8:32), стоит: Ионаф.
н) (Езд.10:15 ) сын Асала, один из уполномоченных Ездрою произвести исследование о браках Ереев с иноплеменницами.
о) (Неем.12:11 ) один из первосвященников, сын Иоиады и отец Иаддуя. В ст. 22 и 23 он именуется Иоханан.
п) (Неем.12:14 ) священник из дома Мелиху, в дни первосвящ. Иоакима, сына Иисусова.
р) (Неем.12:18 ) священник из дома Шемаии, во дни Иоакима.
с) (Неем.12:35 ) отец Захарии, участвовавший в освящении стены Иерусалимской, при Ездре и Неемии.
т) (Тов.5:14) сын Семея, родственника Товита, упоминаемый в означенной книге.
у) (1Мак.2:5) сын священника Маттафии, родоначальника Маккавеев.
ф) (1Мак.13:11) сын некоего Авессалома, посланный Симоном с войском занять Иоппию, уже взятую Иудеями, и выгнавший из нее городских жителей. Он был вероятно братом Маттафии (1Мак.11:70).
х) (2Мак.1:23) священник, читавший торжественную молитву при жертвоприношении, совершенном Неемиею, по открытии свящ. огня.

Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. . 1891.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Ионафан" в других словарях:

  • ИОНАФАН — «брат Ионафан», по английскому произношению «Джонатан», шутливое прозвище северо американцев. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. ИОНАФАН Шуточное название всего населения Североамериканских… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Ионафан — (евр. Йонатан, Яхве даровал ): 1) еврей из колена Иуды, сын Иады (1Пар 2:32,33); 2) сын (возм. также внук или потомок) Гирсона, сына Моисея (Суд 18:30). И. и его сыновья были священниками в Дане, к рый ранее назывался Лаис. Данитяне установили… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • ионафан — сущ., кол во синонимов: 1 • имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Ионафан — У этого термина существуют и другие значения, см. Ионафан (имя). Давид и Ионафан, миниатюра из французской рукописи, ок.1300 Ионафан (ивр. יונתן‎, Йонатан евр. Б …   Википедия

  • Ионафан — Ионатан Ионафан (т е. дар Божий). 1) Сын Гирсона, внук Моисея, священник в колене Дана в Лаисе или Дане. Прежде он служил перед тем истуканом, который они украли у ефремлянина Михи (Суд. 18:30. Срав. стих 18). Наверное он и есть тот левит,… …   Словарь библейских имен

  • Ионафан — Ионаф’ан (Иегова дал) а) (Суд.18:30 ) сын (потомок) Гирсона из колена Манассиина (в некоторых манускриптах сын (потомок) Моисея), назначенный священником при истукане в Дане; б) старший сын Саула, прекрасный воин и близкий друг Давида. Он был… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Ионафан — Ионаф’ан (Иегова дал) а) (Суд.18:30 ) сын (потомок) Гирсона из колена Манассиина (в некоторых манускриптах сын (потомок) Моисея), назначенный священником при истукане в Дане; б) старший сын Саула, прекрасный воин и близкий друг Давида. Он был… …   Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • Ионафан — Старший сын царя Саула и друг Давида, храбрый воин. Хотя Ионафан знал, что Давид может стать царем вместо него, он сохранил верность другу и спас его от преследований Саула. Ионафан и Саул погибли в сражении с филистимлянами. Давид был глубоко… …   Подробный словарь библейских имен

  • Ионафан Дмитриев — Ионафан Дмитриев(Иван) игумен. Сын бедного ремесленника, род. в Москве 9 мая 1816 г., умер 20 января 1891 г. Рано осиротев, учился и воспитывался в одной из ремесленных школ Человеколюбивого общества, и был впоследствии работником на заводах… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Ионафан (Иван Дмитриев) — Ионафан (Иван Дмитриев)дух. писат., р. 9 мая 1816. в Москве, с. ремесленника, игумен Валаамск. мон., † на Валааме 20 янв. 1801.Венгеров С. А. Критико биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. СПб., 1889 1904 …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»