Дом, домы

Дом, домы
- (Исх.12:7 , Лев.7:26 ). Самыми общими жилищами или домами в глубокой древности, несомненно, были шатры или палатки, хотя в свящ. Писании неоднократно упоминаются и пещеры (см. <<Пещеры), как места временного жительства, или укрывательства. Господствующий в те времена простой образ жизни, бродячая пастушеская жизнь и благоприятный климат в первоначально населенных частях земного шара делали наиболее удобными для жительства шатры, которые разных размеров и видов строились обыкновенно таким образом: в землю вбивались столбы или колья и над ними натягивалась покрышка из полотна или кожи, прикрепляемая к шестам посредством веревок. Распространи место шатра твоего, говорит пр. Исаия, расширь покров жилищ твоих! не стесняйся, пусти длинные верви твои, и утверди колья твои (Ис.54:2 ). Иногда они разделялись занавесками на несколько отделений, а пол в них устилался коврами или рогожами. Вместо двери прикреплялся к верху кусок полотна или холста, который можно было поднимать и опускать, смотря по надобности. Домашний очаг находился в углублении земли среди палатки, и в нем обыкновенно разводился огонь. Кухонные принадлежности того времени были очень немногочисленны и легко переносились с места на место. Иногда палатки богато украшались как внутри, так и снаружи. Шатры и палатки доселе еще составляют обычное место жительства некоторых диких восточных народов, как например Арабов, Бедуинов. Наружным своим видом настоящие восточные палатки напоминают несколько нижнюю часть корабля опрокинутого вверх дном. В древности подобные шатры устроялись иногда под тенью деревьев, как-то видно из истории патриарха Авраама, имевшего свой шатер у дубравы Мамре (Быт.18:1 ,4), или близ какого-либо ручья, или источника. В городах и домах Евреи стали жить лишь по занятии земли Обетованной, будучи до того времени по преимуществу народом не оседлым, но пастушеским; и, не без основания, можно думать, что искусство строения, или архитектура, было не безызвестно Евреям еще с очень древних времен. Построение Ноева ковчега, независимо от Божественных указаний, конечно, требовало не мало архитектурных сведений. Дерзкая попытка построить Вавилонскую башню до небес несомненно могла быть предпринята только при участии лиц, более или менее знакомых с строительным искусством; древнейшие постройки в Египте доселе еще остаются предметом глубокого удивления для путешественников, по своей массивности, симметрии и орнаментации. Что Евреи часто строили обширные и дорогие дома, мы имеем на то в свящ. Писании неоднократные указания (Иер.22:14 , Ам.3:15 , Агг.1:4 ), хотя нельзя не заметить, что дома занятые массою простого люда, часто были очень грубой и неудобной постройки сравнительно с первыми. Большинство их строились из глины и грозили падением и опасностью для живущих, когда шел сильный дождь, или свирепствовала буря; они также мало защищали их имущество от воров, так как под них часто подкапывались воры и крали (Мат.7:26 , Мат.6:19 , Иов.24:16 ). Живущие в таких глиняных домах должны были трепетать за свою жизнь при наступлении каждой бури. Большие глыбы необожженной глины скоро распадались, и известь (см. <<Известь), известная уже с глубокой древности (Втор.28:2 ,4), становилась бесполезною, так как не могла предохранить здание от распадения в кучу развалин. Из сего можем видеть, как страшна была для Евреев следующая угроза Божия, содержащаяся в кн. пр. Иезекииля (Иез.13:11 , 13, 14). "И разрушу стену, которую вы обмазывали грязью и повергну ее на землю... Пущу бурный ветер в гневе Моем, и пойдет проливной дождь в ярости Моей, и камни града в негодовании Моем для истребления... и бурный ветер разорвет ее... И вот падет стена... И вместе с ней вы погибнете". Когда означенные глиняные мазанки ссыхались, то глина трескалась, в ней делались щели и в образовавшиеся трещины вползали различные ядовитые гадины и прятались в стенах или углах домов. Если бы (кто) пришел домой, говорит пр. (Ам.4:19 ) и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Входили в означенные дома воротами или дверью, которая обыкновенно запиралась и охранялась привратником (Деян.12:13 ). Наружная дверь вела в сени или портик, с местами для сиденья, и через него уже нужно было подняться на лестницу, ведущую в комнаты и открытый квадратный двор. Взглянем сначала на двор и его приспособления. Он называется срединою дома или посреди дома (Лук.5:19 ) и имел назначение пропускать свет и воздух в окружавшие его помещения. Он покрыт более или менее дорогим помостом, принимавшим в себя дождь, а иногда снабженным фонтаном или колодцем с чистою, свежею водою (2Цар.17:18 ). В Дамаске почти в каждом доме находится подобный двор, и состоятельные жители оного не жалеют никаких издержек, чтоб сделать его как можно удобнее для защиты и освежения себя во время дневного жара. Двор окружался колоннадою, которая, в свою очередь, поддерживала верхнюю галерею или, так называемую, пиаццо. На этих дворах обыкновенно собирались дружеские или родственные компании, по случаю различных торжеств и празднеств (Есф.1:5 ), и тогда они убирались коврами, циновками и рядом седалищ в роде софы, а сверху двора натягивалась покрышка в виде кровли из какого-либо соответствующего и приличного материала. Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер, восклицает Псалмопевец, очевидно разумея в этой прекрасной возвышенной аллегории под словом шатер - кровли или покрышки, указанные выше (Пс.103:2 ). Кругом двора, над дверьми и окнами дома, каждая комната имела дверь, ведущую на двор или галерею; таким образом сообщение всех комнат с двором было только с наружной стороны, и для того чтобы пройти из комнаты в комнату, нужно было сначала выйти на двор или галерею. Галереи, в избежание разных несчастных случаев, снаружи ограждались решеткою. Иногда на дворах домов сажались отборные цветущие растения и ароматические травы и цветы. Очевидно на этот прекрасный обычай указывает Псалмопевец в следующих словах: Жена твоя, как плодовитая лоза в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви вокруг трапезы твоей (Пс.127:3 ). В комнаты нижнего этажа входят с пиаццо широкими дверями. В комнатах среднего и верхнего этажа обыкновенно помещались женщины, и на убранство этих комнат производились особенно значительные затраты. Посему то, по мнению некоторых историков, эти комнаты и назывались иногда палатами или чертогами (3Цар.16:18 , 4Цар.15:25 , Ис.32:14 ). Дом жен в кн. (Есф.2:3 ), вероятно, составлял особенность царской резиденции и, быть может, походил на тот дом дочери фараоновой, жены Соломона, который упоминается в (3Цар.7:8 ,12). По мнению некоторых, в домах Иудейских, как в домах Аллеппо в настоящее время, нижний этаж главным образом предназначался для хозяйственных целей, как то: сохранения провизии, масла, вина, помещений для прислуги и т.п. При входе по лестнице во второй этаж мы вступаем в комнаты довольно поместительные и высокие, нередко довольно изящно отделанные и убранные коврами, занавесями и софами (Мар.14:15 ). Вероятно, в одной из подобных обширных и высоких горниц говорил ап. Павел свою обширную прощальную речь к пресвитерам Ефесским (Деян.20:17 , 18) и из окна этой комнаты заснувший юноша, Евтихий, упал на улицу и поднят мертвым. К большей части восточных домов присоединяется еще строение, так называемое: oleah. Оно обыкновенно строилось над портиком, или воротами, и заключало в себе два или три покоя. Там помещали странников, хранили гардероб и другие домашние принадлежности. Сюда же удалялись также для отдохновения и молитвы (Мат.6:6 ). Вход в нее был с улицы, не входя в дом; но на случай нужды она имела также сообщение с галереей дома. Небольшая горница для Елисея (4Цар.4:10 ), прохладная комната Еглона, из которой вышел Аод в преддверие, замкнувши двери горницы (Суд.3:2 ), горница над воротами (3Цар.18:33 ), внутренние комнаты (3Цар.20:30 ), все это, конечно, указывает на олею, или верхнюю комнату. Кровля домов всегда была плоская, окруженная перилами (Втор.22:8 ), несколько покатая, для стока дождевой воды; она служила как для отдохновения, так и для сна, для бесед и молитвы, наконец и для хозяйственных целей (1Цар.9:25 , 2Цар.11:2 , Деян.10:9 , Мат.10:27 и др. ). На них совершалось иногда поклонение идолам, но чаще произносилась молитва чистая и духовная к единому, истинному Богу. С кровлею соединялась верхняя комната, как мы уже заметили выше. С улицы и со внутренности двора вела на кровлю и в горницу особенная лестница, И кто на кровле, говорил Спаситель, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего (Мат.24:17 ). Свет проникал в комнаты через решетчатые окна (Суд.5:28 ) (см. <<Окно). Знатные лица имели особые комнаты для лета и зимы; в последних обыкновенно пристраивались жаровни (Иер.36:22 , Ам.6:4 ). Самая задняя часть дома отводилась для женщин, и в нее не имел права входить ни один мужчина, кроме хозяина дома. В заключение скажем, что у Евреев было обыкновение обновлять или освящать дома по окончании постройки и отделки (Втор.20:5 ). Это событие праздновалось, конечно, с радостью и весельем, и в этих случаях особенно молились Господу о ниспослании благословения и покровительства новоотстроенному жилищу.

Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. . 1891.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Дом, домы" в других словарях:

  • ДОМ — ДОМ, дома, из дому и из дома, мн. дома (домы устар.), муж. 1. Жилое здание, соение. Деревянный дом. Шестиэтажный каменный дом. «Дома новы, но предрассудки стары.» Грибоедов. «Мне жаль, что домы наши новы.» Пушкин. || собир. Жильцы какого нибудь… …   Толковый словарь Ушакова

  • Дом работный — По учреждению о губерниях 1775 г. работные Д. должны были доставить неимущим прокормление собственной их работой ; устройство их было поручено приказам общественного призрения. Они не были лишены и характера исправительного, так как заключению в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Архиерейские домы — у нас в России имеют долгую и изменчивую историю сообразно с поземельными владениями архиереев и их административными в судебными правами и обязанностями. С самого начала русской церкви еп. кафедры владели многочисленными недвижимыми имуществами… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ДВОР - ДОМ - ХОЗЯЙСТВО — Держись друга старого, а дома нового! Изба ильинским тесом крыта (т. е. соломой). Кучи хоромину житую, а шубу шитую! Купил дом и с домовыми. Дом домом, а домовой даром. Наживи хлевину, а там и скотину! Что воскресенье, то новоселье (т. е.… …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Худая матка всему дому смятка. Бабьи умы разоряют домы. — Худая матка всему дому смятка. Бабьи умы разоряют домы. См. ДВОР ДОМ ХОЗЯЙСТВО …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Иер.39:8 — Дом царя и домы народа сожгли Халдеи огнем, и стены Иерусалима разрушили. 4Цар.25:9 Иез.12:13 …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Книга пророка Иеремии 39:8 — Дом царя и домы народа сожгли Халдеи огнем, и стены Иерусалима разрушили. 4Цар.25:9 Иез.12:13 …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Левковские — Герб Трубы Описание герба: В белом серебряном поле т …   Википедия

  • Десять казней египетских — «Деся …   Википедия

  • невѣдомыи — (63) пр. 1.Неизвестный, неведомый: ѥдино веремѧ живота и невѣдомъ коньць. Изб 1076, 58; то ѹже всѣмь ˫авлено бысть мѣсто то бѣ бо мнозѣ ми сѹще преже невѣдомо. ЖФП XII, 35г; сльзами отъмывъше вѣдомы˫а и невѣдомы˫а грѣхы. СбТр XII/XIII, 27 об.;… …   Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»