- Врачевание, врач
-
(Иов.13:4 ). В Библии слово врач в первый раз упоминается в кн. (Быт.50:2 ). Впрочем есть некоторое основание предполагать, что врачи у Евреев существовали и прежде сего времени: так например обрезание над Исааком (Быт.21:4 ), акушерство (повивальные бабки) по случаю трудных родов Вениамина (Быт.25:17 ), очевидно производились лицами более или менее знакомыми с врачебными искусством (Быт.50:2 ). В особенности же врачебная наука процветала в Египте. Обучаясь премудрости Египетской, Моисей, по всей вероятности, изучал и искусство врачевания. Египет, по замечанию Плиния, обиловал болезнями. Геродот говорит, что в Египте каждый врач занимался лечением какой либо одной болезни, и потому на берегах Нила практиковало великое множество врачей. Каждое семейство должно было иметь по каждой отдельной болезни особенного врача, как например по глазным, ушным, зубным и т.п., так что представляется неудивительным, когда мы читаем например в кн. (Быт.50:2 ) следующие слова: "Иосиф, повелел своим слугам врачам бальзамировать отца его (т.е. Иакова), именно, что здесь употреблено множественное число, а не единственное. Египетское врачебное искусство славилось и в других странах, Персидские цари Кир и Дарий пользовались помощью Египетских врачей. В Библии находится также довольно фактических указаний на то, что искусство врачевания болезней по различным видам их составляло особенную профессию (Прит.17:22 , Иер.8:22 , Иез.30:21 , Мат.9:12 , Лук.4:23 , Кол.4:14 ). Конечно, означенная наука в древности была очень проста и не многосложна и состояла главным образом в лечении ран и наружных болезней: раны например очищали, обвязывали и смягчали елеем (Ис.1:6 ). Впоследствии, пользуя от наружных болезней, врачи могли ознакомиться и с внутренними (2Пар.16:12 ) и даже с душевными (1Цар.16:16 ). Бальзам Галаадский весьма ценился как целительное средство. Когда Аса сделался болен ногами, так что болезнь поднялась до верхних частей тела, то был осужден за то, что в болезни своей взыскал не Господа, а врачей (2Пар.16:12 ). "Кровоточивая женщина, по свидетельству ев. Марка, много потерпела от многих, врачей" (Мар.5:26 ). Да и ев. Лука, будучи сам врачом, говорит о ней, что она, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена (Лук.8:43 ). Особенно же одобрительно о врачах и врачевании говорится в кн. Иисуса, сына Сирахова (Сир.38:1,18), например особенно замечательны следующие выражения: "Почитай врача честию по надобности в нем... Знание врача возвысит его голову... Господь создал из земли врачевства... ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его... и дай место врачу, ибо и его создал Господь... в иное время и в их руках бывает успех"... и т.д. Наиболее употребительные в древности врачевства в болезнях кроме бальзама были следующие: елей или деревянное масло, иногда в соединении с вином (Лук.10:34 ), пластырь из смокв, прикладываемый к нарывам (4Цар.20:7 ). Арабские врачи советовали употреблять его при всех созревших нарывах, разные другие пластыри (Сол.16:12), части животных, как например сердце, печень и желчь рыб против глазных болезней (Тов.6:5,9), мед, как мягчительное и очищающее зрение средство (1Цар.16:25 ,29). В земле Израильской находились также и минеральные источники, из которых пользовались целебною водою при лечении различных болезней, как например царь Ирод (Древ., кн.XVII, гл.VI, §§6-8).
Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. арх. Никифор. 1891.