Лабрюйер


Лабрюйер
Лабрюйер
(La Bruyere)

Лабрюйер (La Bruyere), Жан де (1645 - 1696)

Французский писатель-моралист. Родился 16 августа 1645 в деревне недалеко от Парижа, в семье генерального контролера рент Парижского муниципалитета. В Орлеанском университете изучал право. В 1673 получил наследство и купил должность генерального казначея в Нормандии, но в 1679 был ограблен и поступил домашним наставником в семью маркиза де Сокура. В 1684 был принят в дом принца Конде в качестве воспитателя его внука. В 1688 вышло первое издание книги "Характеры, или Нравы нынешнего века", содержавшей 418 характеристик. При жизни автора официально она переиздавалась девять раз и в окончательном варианте содержала 1120 характеристик (1889 - первый русский перевод). 1693 - член Французской академии. В "споре древних и новых" занимал сторону античных писателей, отстаивая их превосходство перед современными. Умер 10 мая 1696 в Париже.

Афоризмы, цитаты -

• Если бы человек умел краснеть перед самим собой, от скольких преступлений, не только скрытых, но и явных, избавил бы он себя.

• Бывают столь совершенные виды красоты и столь блестящего достоинства, что люди, тронутые ею, ограничиваются тем, что смотрят на нее и говорят о ней.

• Легче обогатиться тысячью добродетелей, чем избавиться от одного недостатка.

• Покорность моде обнаруживает наше ничтожество, когда ее простирают на то, что касается вкуса, здоровья и совести.

• Высокие места делают людей великих более великими, а низких - более низкими.

• Мужчина, обладающий большими достоинствами и умом, никогда не бывает безобразен.

• У войны за плечами тысячелетия.

• Умное выражение лица у мужчин - то же, что правильность черт у женщин; это род красоты, которую и самые тщеславные люди желали бы иметь.

• Жизнь - это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут.

• Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит.

• Непостоянная женщина - та, которая уже не любит; легкомысленная - та, которая любит уже другого; ветреная - та, которая не знает, любит ли она и кого любит; равнодушная - та, которая никого не любит.

• Смерть, предупреждающая дряхлость, является более кстати, чем смерть, завершающая дряхлость.

Афоризмы, цитаты -

• Возвыситься при дворе трудно, но еще труднее стать достойным возвышения.

• Кратчайший и вернейший способ составить себе состояние - это дать людям понять, что им выгодно делать вам добро.

• В любом деле - как в ремесле, так и в торговле - можно разбогатеть, притворяясь честным человеком.

• Каждое утро мы раскрываем глаза, как купец - ставни своей лавки, и выставляем себя напоказ, чтобы обманывать ближнего; а вечером снова закрываем их, потратив целый день на обман.

• Кокетка до последнего своего вздоха уверена, что она хороша собой и нравится мужчинам. Она относится ко времени и годам как к чему-то, что покрывает морщинами и обезображивает только других женщин, и забывает, что возраст написан и на ее лице.

• Талант, вкус, ум, здравый смысл - все это различные, но вполне совместимые достоинства.

• Что встречается реже, чем способность к здравому суждению? Разве что алмазы и жемчуга?

• Порою женщины, чья красота совершенна, а достоинства редкостны, так трогают наше сердце, что мы довольствуемся правом смотреть на них и говорить с ними.

• Хотя это и противно здравому смыслу, но еще совсем недавно придворный, отличающийся благочестием, казался смешным чудаком; мог ли он надеяться, что так скоро войдет в моду?

• С незапамятных времен люди словно сговорились разорять, жечь, убивать, резать друг друга ради лишней пяди земли; чтобы делать это более изобретательно и безошибочно, они придумали превосходные правила, которые наименовали военным искусством, поставили в зависимость от соблюдения этих правил долговечность нашего имени и славы и с тех пор из столетия в столетие изощрялись друг перед другом во взаимном истреблении.

• Дайте Эргасту волю, и он обложит налогом воду, которую пьют, и землю, по которой ходят: он умеет превращать в золото все - даже тростник, камыш и крапиву.

• Кокетство в женщине отчасти оправдывается, если она сладострастна. Напротив, мужчина, который любит кокетничать, хуже, чем просто распутник. Мужчина-кокетка и женщина-сладострастница вполне стоят друг друга.

• Тот, кто любит так сильно, что хотел бы любить в тысячу раз сильнее, все же любит меньше, нежели тот, кто любит сильнее, чем сам того хотел бы.

• Истинной дружбой могут быть связаны только те люди, которые умеют прощать друг другу мелкие недостатки.

• Труднее всего исцелить ту любовь, которая вспыхнула с первого взгляда.

• Щедрость состоит не столько в том, чтобы давать много, сколько в том, чтобы давать своевременно.

• В военном деле различие между героем и великим человеком очень тонко: и тот и другой должен обладать всеми воинскими доблестями. И все же мне кажется, что первый - непременно молод, предприимчив, отважен, неколебим в минуты опасности и бесстрашен, тогда как второй отличается ясным разумом, дальновидностью, незаурядными дарованиями и большим опытом.

• Хороший врач - это человек, знающий средства от некоторых недугов или, если болезнь ему не знакома, зовущий к больному тех, кто сможет ему помочь.

• Если вы зайдете на кухню и познакомитесь там со всеми секретами и способами так угождать вашему вкусу, чтобы вы ели больше, чем необходимо; ... если вы увидите все эти яства не на роскошно накрытом столе, а в другом месте, вы сочтете их отбросами и почувствуете отвращение.

• Несправедливость, присущая первым людям, - вот где истоки войны и необходимости ставить над собой начальников, которые определяли бы права каждого и решали бы все споры.

• Большинство людей тратит половину своей жизни на то, чтобы другую половину сделать несчастной.

• Так же трудно заглушить обиду вначале, как помнить о ней по прошествии нескольких лет.

• Во Франции воины храбры, а судьи учены. В Риме судьи были храбры, а воины учены: каждый римлянин соединял в себе воина и судью.

• Если бы человек умел довольствоваться тем, что имеет, а не зариться на достояние соседа, он всегда наслаждался бы миром и свободой.

• Когда женщина не спускает глаз с мужчины или все время отводит их от него, все сразу понимают, что это значит.

• Чем больше милостей женщина дарит мужчине, тем сильнее она его любит и тем меньше любит ее он.

• Женщина всегда будет видеть в своем друге мужчину, точно так же как он будет видеть в ней женщину. Такие отношения нельзя назвать ни любовью, ни дружбой: это нечто совсем особое.

• Кокетство - порок души.

• В жизни нередки случаи, когда женщина изо всех сил скрывает страсть, которую испытывает к мужчине, в то время как он так же прилежно разыгрывает любовь, которой вовсе к ней не чувствует.

• Подобно тому как рыбу надо мерить, не принимая в расчет головы и хвоста, так и женщин надо разглядывать, не обращая внимания на их прическу и башмаки.

• Мужчина соблюдает чужую тайну вернее, чем собственную, а женщина лучше хранит свою, нежели чужую.

• Женщины ни в чем не знают середины: они или намного хуже, или намного лучше мужчин.

• У каждого свое понятие о женской привлекательности; красота - это нечто более незыблемое и не зависящее от вкусов и суждений.

• Презирать моду так же неумно, как слишком рьяно ей следовать.

• Мужчина громко негодует на женщину, которая его разлюбила, и быстро утешается; женщина не столь бурно выражает свои чувства, когда ее покидают, но долго остается безутешной.

• Любителю редкостей дорого не то, что добротно или прекрасно, а то, что необычно и диковинно, то, что есть у него одного. Модное и труднодоступное он ценит больше, чем совершенное.

• Женщина, которая столь сильно любит одного мужчину, что перестает кокетничать со всеми остальными, слывет в свете сумасбродкой, сделавшей дурной выбор.

• У друзей мы замечаем те недостатки, которые могут повредить им, а у любимых те, от которых страдаем мы сами.

• Та женщина, которая ценит в себе не столько красоту, сколько свойства души и ума, на голову выше других женщин; та, что больше всего ценит красоту, похожа на всех своих сестер, а та, что свою знатность или титул ценит больше, чем даже красоту, ниже других женщин, да, пожалуй, и не женщина вовсе.

• Любовь и дружба исключают друг друга.

• Если финансист разоряется, придворные говорят: "Это выскочка, ничтожество, хам". Если он преуспевает, они просят руки его дочери.

• В жизни чаще встречается беззаветная любовь, нежели истинная дружба.

• Сколько на свете девушек, которым их незаурядная красота не дала ничего, кроме надежды на незаурядное богатство.

• Мы так же не можем навеки сохранить любовь, как не могли не полюбить.

• Между здравым смыслом и хорошим вкусом та же разница, что между причиной и следствием.

• Любовь начинается с любви; даже самая пылкая дружба способна породить лишь самое слабое подобие любви.

• На свете нет музыки слаще, чем звук любимого голоса.

• Друзьям мы охотно сами открываем наши тайны; от возлюбленных мы их не можем скрыть.

• Главное для женщины не в том, чтобы иметь духовного наставника, а в том, чтобы жить разумно и не нуждаться в нем.

• Полюбить - значит проявить слабость; разлюбить - значит иной раз проявить не меньшую слабость.

• Тосковать о том, кого любишь, много легче, нежели жить с тем, кого ненавидишь.

• И при зарождении, и на закате любви люди всегда испытывают замешательство, оставаясь наедине друг с другом.

• Женщины не любят друг друга, и причина этой нелюбви - мужчина.

• Кому, по-вашему, живется приятней и привольней - пастуху или овцам? Стадо ли создано для пастуха или пастух для стада? Вот бесхитростное олицетворение народа и государя, если только последний - подлинный государь.

• Монарх, окруженный роскошью и пышностью, - это пастух в одежде, усыпанной золотом и каменьями, с золотым посохом в руке, с овчаркой в золотом ошейнике, на парчовой или шелковой сворке. Какая польза стаду от этого золота? Разве оно защитит его от волков?

• Умирает любовь от усталости, а хоронит ее забвение.

• Женщина, которую все считают холодной, просто еще не встретила человека, который пробудил бы в ней любовь.

• Угасание любви - вот неопровержимое доказательство того, что человек ограничен и у сердца есть пределы.

• Мы хотим быть источником всех радостей или, если это невозможно, всех несчастий того, кого любим.

• Когда женщина перестает любить мужчину, она забывает все - даже милости, которыми его дарила.

• Все процветает в стране, где никто не делает различия между интересами государства и государя.

• Часто люди падают с большой высоты из-за тех же недостатков, которые помогли им ее достичь.

• Большинство женщин повинуются голосу сердца, и поведение их во всем зависит от мужчин, которых они любят.

• У многих людей нет иных достоинств, кроме их имени.

• Долг судей - вершить правосудие, а их ремесло - оттягивать его; многие судьи знают свой долг и продолжают заниматься своим ремеслом.

• Жизнь героев обогатила историю, а история украсила подвиги героев.

• Если бы одни из нас умирали, а другие нет, умирать было бы крайне досадно.

• Народу выпадает великое счастье, когда монарх облекает своим доверием и назначает министрами тех, кого назначили бы сами подданные, будь это в их власти.

• У подданных деспота нет родины. Мысль о ней вытеснена корыстью, честолюбием, раболепством.

• Побудительные причины - вот что определяет ценность человеческих поступков; благородно только то, что бескорыстно.

• Легче встретить людей, обладающих умом, нежели способностью употреблять его в дело, ценить ум в других и находить ему полезное применение.

• Нет такого порока, который не рядился бы под какую-нибудь добродетель или не прибегал бы к ее помощи.

• Хорошо быть знатным, но не хуже быть и таким человеком, о котором никто уже не спрашивает, знатен он или нет.

• У детей одна забота - выискивать слабое место у своих наставников, а равно и у всех, кому они должны подчиняться.

• В молодости человек копит себе на старость, а состарившись, откладывает на похороны.

• Подчас бывает выгодней оставить службу у вельможи, чем жаловаться на него.

• Ни к кому не ходить на поклон и не ждать, что придут на поклон к вам, - вот отрадная жизнь, золотой век, естественное состояние человека!

• Нет ничего бесцветнее, чем характер бесхарактерного человека.

• У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато, в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим.

• Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие; если после беседы с вами человек доволен собой и своим остроумием, значит он вполне доволен и вами.

• К высокому положению ведут два пути: протоптанная прямая дорога и окольная тропа в обход, которая гораздо короче.

• То, что человек проматывает, он отнимает у своего наследника, а то, что скаредно копит, - у самого себя. Кто хочет быть справедливым к себе и другим, тот держится середины.

• Лишившись по какой-то причине своего превосходства над детьми, мы по той же причине уже не можем обрести его вновь.

• В любом нашем поступке уже сказывается весь наш характер: дурак и входит, и выходит, и садится, и встает с места, и молчит, и двигается иначе, нежели умный человек.

• Порою кажется, что самые влиятельные из вельмож оптом получают власть, величие и высокомерие, а затем раздают их провинциям в розницу.

• Легче сделать так, чтобы о вас говорили: "Почему он получил это место?" - чем добиться того, чтобы кто-нибудь спросил: "Почему он не получил этого места?

• Часто пешки, которыми умно распоряжаются, проходят в ферзи и решают исход партии; выигрывает ее самый ловкий или самый удачливый.

• Раздобыв какую-нибудь новость, газетчик спокойно ложится спать; за ночь она успевает протухнуть, и поутру, когда он просыпается, ее приходится выбрасывать.

• Не будь дети в то же время и наследниками, они, вероятно, больше дорожили бы родителями, а родители - ими.

• В любом деле, как в ремесле, так и в торговле, можно разбогатеть, притворяясь честным человеком.

• Есть области, в которых посредственность невыносима: поэзия, музыка, живопись, ораторское искусство.

• В искусстве есть некий предел совершенства, как в природе - предел благорастворенности и зрелости.

• О сильных мира сего лучше молчать: говорить о них хорошо - почти всегда значит льстить им; говорить о них дурно - опасно, пока они живы, и подло, когда они мертвы.

• При дворе никто не хочет сделать первый шаг, все предлагают лишь поддержать его, ибо судят о других по себе и надеются, что ни у кого не хватит смелости начать и его поэтому не придется поддерживать.

• Высокий стиль газетчика - это пустая болтовня о политике.

• Мы так любим критиковать, что теряем способность глубоко чувствовать поистине прекрасные творения.

• Богатству иных людей не стоит завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, - они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого - сделка принесла бы нам лишь убыток.

• Истинно остроумный человек - диковина, и к тому же ему нелегко поддерживать свою репутацию: люди редко уважают того, кто умеет их смешить.

• В устную речь можно вложить еще более тонкий смысл, чем в письменную.

• Тот, кто думает только о себе и о сегодняшнем дне, неизбежно совершает ошибки в политике.

• Сыпать веселыми остротами - это значит создавать нечто из ничего, то есть творить.

• Если бы глупец боялся сказать глупость, он уже не был бы глупцом.

• Как ни безупречно произведение, от него не останется камня на камне, если автор, прислушиваясь к критике, поверит всем своим судьям, ибо каждый из них потребует исключить именно то место, которое меньше всего ему понравилось.

• Изящно шутить и занимательно рассказывать о пустяках умеет лишь тот, кто сочетает в себе изысканность и непринужденность с богатым воображением.

• Самое утонченное удовольствие для истинно хорошего собеседника заключается в том, чтобы доставлять его другим.

• При нововведениях и переменах в государстве правители обычно думают не столько о необходимости реформ, сколько об их своевременности: бывают обстоятельства, подсказывающие, что нельзя слишком раздражать народ; бывают другие, из коих ясно, что с ним можно не считаться.

• Не знаю, что лучше - дурно шутить или повторять хорошие, но давным-давно известные остроты, делая вид, что вы только что их придумали.

• Даже самую невинную шутку можно позволить себе только с людьми вежливыми и умными.

• Быть свободным значит не предаваться безделью, а самолично решать, что делать и чего не делать.

• Будем смеяться не дожидаясь минуты, когда почувствуем себя счастливыми, иначе мы рискуем умереть, так ни разу и не засмеявшись.

• Труднее составить себе имя превосходным сочинением, нежели прославить сочинение посредственное, если имя уже создано.

• У нас шагу нельзя ступить, чтобы не наткнуться на глупого острослова: куда ни глянь, везде ползают эти насекомые.

• Как ни развязно, просто, незаметно мы поступаем, все-таки везде проглядывают наши манеры, которые выдают нас. Глупец входит и выходит, садится и встает, молчит и стоит на ногах - все это не так, как умный человек.

• Не слушать ничьих советов и отвергать все поправки может только педант.

• Всякий сочинитель хочет писать так, чтобы его поняли; но при этом нужно писать о том, что стОит понимания.

• Звание комедианта считалось позорным у римлян и почетным у греков. Каково положение актеров у нас? Мы смотрим на них, как римляне, а обходимся с ними, как греки.

• У многих людей только одно имя имеет какое-то значение; если же посмотреть на них поближе, то окажется, что они вовсе ничего не стоят; между тем издали они внушают уважение к себе.

• Ясность ума, которая помогает нам писать хорошие книги, в то же время заставляет нас сомневаться, так ли уж они хороши, чтобы их стоило читать.

• Чтобы писать ясно, каждый сочинитель должен поставить себя на место читателей.

• Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собой.

• Двор похож на мраморное здание: он состоит из людей отнюдь не мягких, но отлично отшлифованных.

• Люди согласны быть рабами в одном месте, чтобы чувствовать себя господами в другом.

• Истинные обезьяны, вельможи ведут себя с низшими так же, как монархи - с ними самими.

• Придворный употребляет весь свой ум, ловкость и хитрость не на то, чтобы найти способ услужить друзьям, умоляющим его о помощи, а на то, чтобы найти благовидные предлоги отказать в просьбе.

• Давать обещания при дворе столь же опасно, сколь трудно их не давать.

• Что постыднее - не получить место, которое заслужил, или занять его, не заслужив?

• Не так легко составить себе имя превосходным произведением, как заставить ценить посредственное произведение с помощью уже приобретенного имени.

• Тайных любовных связей почти не существует: имена многих женщин так же прочно связаны с именами их любовников, как и с именами мужей.

• Не спастить от искушения тому, кто его боится.

• Жизнь коротка, если считать, что названия жизни она заслуживает лишь тогда, когда дарит нам радость; собрав воедино все приятно проведенные часы, мы сведем долгие годы всего к нескольким месяцам.

• Неизбежность смерти отчасти смягчается тем, что мы не знаем, когда она настигнет нас; в этой неопределенности есть нечто от бесконечности и того, что мы называем вечностью.

• Кто умеет внушить, что он не очень хитер, тот уже далеко не прост.

• Покинуть двор хотя бы на короткое время - значит навсегда отказаться от него. Придворный, побывавший при дворе утром, снова возвращается туда вечером из боязни, что к утру там все переменится и о нем забудут.

• Если бедность - мать преступлений, то недалекий ум - их отец.

• Позволить управлять собою означает столько же ленность, сколько и слабость.

• Для того чтобы управлять кем-либо долго и самовластно, надо иметь легкую руку и как можно менее давать ему чувствовать его зависимость.

• Раб имеет одного господина, а честолюбец имеет их столько, сколько есть людей, полезных для его возвышения.

• При дворе даже самый тщеславный человек начинает чувствовать себя ничтожным - и не ошибается в этом: так малы там все, даже великие.

• Красивые девушки, которые дурно обращались со своими поклонниками, не остаются безнаказанными: обычно им мстят уродливые, старые, или недостойные мужья.

• Женское вероломство полезно тем, что излечивает мужчин от ревности.

• Человек может возвыситься лишь двумя путями - с помощью собственной ловкости или благодаря чужой глупости.

• Настоящий финансист не способен горевать о смерти друга, жены, детей.

• Хороший и взыскательный автор знает, что выражение, найденное после долгих и трудных поисков, оказывается обычно самым простым, самым естественным - первым, которое безо всяких усилий должно было бы прийти в голову.

• Не пытайтесь верховодить ни вельможами - они защищены от вас высоким положением, ни маленькими людьми - они всегда настороже.

• Мы питаемся тем, что нам дают писатели древности и лучшие из новых, выжимаем и вытягиваем из них все, что можем, насыщая этими соками наши собственные произведения; потом, выпустив их на свет и решив, что теперь-то мы уже научились ходить без чужой помощи, мы восстаем против наших учителей и дурно обходимся с ними, уподобляясь младенцам, которые бьют своих кормилиц, окрепнув и набравшись сил на их отличном молоке.

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)

Сводная энциклопедия афоризмов. . 2011.

Смотреть что такое "Лабрюйер" в других словарях:

  • ЛАБРЮЙЕР — (La Bruyere) Жан де (род. 16 авг. 1645, Париж – ум. 10 мая 1696, Версаль) – франц. моралист. В своем главном произв. «Les caracteres de Theophraste, traduits du grec avec les caracteres ou les moeurs de ce Ciecle», 1688 («Характеры, или Нравы… …   Философская энциклопедия

  • Лабрюйер — Лабрюйер: Лабрюйер  коммуна во Франции (Бургундия, Кот д’Ор); Лабрюйер, Жан де  знаменитый французский моралист …   Википедия

  • Лабрюйер — Жан (Jean de la Bruyere, 1645 1696) французский писатель, отнесенный к числу «великих классиков». Происходил из мелкобуржуазной семьи, был адвокатом, чиновником, сделался с 1684 гувернером внука принца Кондэ. В 1693 избран в Академию. В Шантийи… …   Литературная энциклопедия

  • ЛАБРЮЙЕР — (La Bruyere) Жан де (1645 1698), французский писатель моралист, мастер афористической публицистики. В книге Характеры, или Нравы нашего века (1688), обобщая мотивы человеческих добродетелей и пороков, дал сатирический портрет высших сословий …   Современная энциклопедия

  • Лабрюйер — (La Bruyére)         Жан де (16.8.1645, Париж, 10.5.1696, там же), французский писатель, сатирик моралист, член Французской академии (1693). Выходец из буржуазно чиновничьей среды. Получил юридическое образование. Близость к высшему… …   Большая советская энциклопедия

  • Лабрюйер Ж. — ЛАБРЮЙÉР (La Bruyère) Жан де (1645–1696), франц. писатель моралист, мастер афористич. публицистики. В кн. Характеры, или Нравы нашего века (1688) дал сатирич. портрет высш. сословий …   Биографический словарь

  • ЛАБРЮЙЕР Жан — ЛАБРЮЙЕР (La Bruy ere) Жан де (1645 1696) французский писатель, мастер афористической публицистики. В книге Характеры, или Нравы нашего века (1688) дал сатирический портрет высшего сословия …   Большой Энциклопедический словарь

  • Лабрюйер Жан де — Лабрюйер (La Bruyére) Жан де (16.8.1645, Париж, ≈ 10.5.1696, там же), французский писатель, сатирик моралист, член Французской академии (1693). Выходец из буржуазно чиновничьей среды. Получил юридическое образование. Близость к высшему… …   Большая советская энциклопедия

  • Лабрюйер, Жан де — ЛАБРЮЙЕР (La Bruyere) Жан де (1645 1698), французский писатель моралист, мастер афористической публицистики. В книге “Характеры, или Нравы нашего века” (1688), обобщая мотивы человеческих добродетелей и пороков, дал сатирический “портрет” высших… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Лабрюйер (Кот-д’Ор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Лабрюйер. Коммуна Лабрюйер Labruyère Страна Франция …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Лабрюйер» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.