Мирза Фатали Ахундов


Мирза Фатали Ахундов
Мирза Фатали Ахундов
(1812—1878 гг.) писатель, драматург, философ, просветитель

Величайшая наша ошибка ныне состоит в том, что мы всегда смешиваем два противоположных положения одно с другим и считаем их за одно положение. Одно из них есть наука, а другое — вера…

…Всякая религия заключает в себе три предмета: веру, богослужение и нравственность. Главная цель всякой религии есть последний предмет, а два первые суть только средство для их приобретения.

Говоря о бытии, мы имеем в виду сущность и субстанцию вещей. Эта сущность в смысле индивидуальном противоположна абсолютному небытию; в смысле же всеобщем она является единым, совершенным и всеобъемлющим бытием, т. е. совокупностью материи всех множеств, которые в своих родовых и видовых изменениях и переходах находятся в зависимости друг от друга.

Таким образом, сущность вещей есть «необходимое бытие», и Вселенная, составляющая совокупность вещей, с точки зрения сущности не нуждается в другой сущности и не находится в зависимости от какой — либо причины. Вселенную в смысле сущности нельзя признать «возможным бытием», нуждающимся в причинности, так как иначе предстанут перед глазами сцепление и бесконечность; сущности вещей, представляющей собою единое и необходимое бытие, не предшествовало и не последует небытие, и эта сущность вещей не имеет ни начала, ни конца, но видоизменения и переходы ее в своем множестве в материи бесчисленны и беспрерывны и так же достоверны, как прилив и отлив моря.

…Доказано, что лишение жизни в наказание за убийство не только не прекращает подобного рода преступлений, но даже и не уменьшает таковых.

Какое благо даровал он (Бог) мне в этой жизни соразмерно с той участью, в которую повергает меня в аду? (…)

Если ад действительно существует, то Бог является каким-то ненавистным, отвратительным существом и каким-то страшным тираном.

Некоторые люди с узкими взглядами полагают, что страх, внушаемый адом, служит к удержанию человечества от преступлений. (…) Но кто из мусульман от страха, внушаемого адом, не решится присвоить себе чужое добро, когда к тому будет иметь возможность? (…)

Все воры, разбойники и убийцы являются из невежественного слоя народа, верующего в существование ада. Видел ли кто — нибудь вора, разбойника и убийцу из мудрецов, философов и умственно развитых и просвещенных людей, вовсе не верующих в ад? (…)

…Одно совершенно ясно здравомыслящим людям, что проповедь и наставления совсем бесполезны и не могут оказать никакого воздействия на природу людей.

Итак, страх, внушаемый адом, не может считаться важною причиною, заставляющею воздерживаться от преступлений. По моему мнению, более надежная причина тому есть страх полицейского преследования, судебного наказания, а также боязнь общественного мнения, чувство чести и самолюбия, здравый рассудок и более всего умственное развитие.

Что же делать? Автор чем виноват, что вера и наука — две противоположные вещи, уничтожающие одна другую и не могущие соединяться вместе в одном индивидууме? Если ты имеешь веру, то это значит, что ты науки не знаешь. Если ты знаешь науку, то это значит, что ты веры не имеешь. Если кто желает сохранить веру, то он не должен образовываться и развиваться, а кто желает образования и развития, тот поневоле должен распроститься с верою.
(Источник: «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. - М.: Просвещение; 2006.)

Сводная энциклопедия афоризмов. . 2011.

Смотреть что такое "Мирза Фатали Ахундов" в других словарях:

  • Мирза Фатали Ахундов — Mirzə Fətəli Axundzadə писатель Дата рождения: 30 июня 1812 …   Википедия

  • Ахундов, Мирза Фатали — Мирза Фатали Ахундов азерб. Mirzə Fətəli Məhəmmədtağı oğlu Axundov И …   Википедия

  • Мирза Фатали Ахундзаде — Мирза Фатали Ахундов Mirzə Fətəli Axundzadə писатель Дата рождения: 30 июня 1812 …   Википедия

  • Ахундов Мирза Фатали — [30.6(12.7).1812, Шеки, ныне Нуха, ‒ 26.2(10.3).1878, Тифлис], азербайджанский писатель просветитель, философ материалист, зачинатель азербайджанской драматургии. Получил духовное образование. Владел русским, арабским и персидским языками. А.… …   Большая советская энциклопедия

  • АХУНДОВ Мирза Фатали — (1812 78) азербайджанский писатель просветитель, философ. В комедиях Молла Ибрагим Халил, алхимик (1850), Мусье Жордан, ботаник (1851), Хаджи Кара (1852), в повести Обманутые звезды (1857) реалистически изображал современную ему азербайджанскую… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ахундов, Мирза Фатали — АХУНДОВ Мирза Фатали (1812 1878), азербайджанский писатель просветитель и философ. В комедиях “Молла Ибрагим Халил, алхимик” (1850), “Мусье Жордан, ботаник” (1851), “Хаджи Кара” (1852), в сатирической повести “Обманутые звезды” (1857)… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Ахундов Мирза Фатали — (1812 1878), азербайджанский писатель просветитель, философ. В комедиях «Молла Ибрагим Халил, алхимик» (1850), «Мусье Жордан, ботаник» (1851), «Хаджи Кара» (1852), в повести «Обманутые звёзды» (1857)  реалистическое изображение действительности;… …   Энциклопедический словарь

  • Ахундов Мирза Фатали — …   Википедия

  • Ахундов, Мирза Фатали — (1812 1878)     азербайджанский писатель, просветитель. Основоположник азербайджанской реалистической прозы и драматургии. Предложил (1857) проект азербайджанского алфавита на основе латинской графики; в предисловии к проекту изложил свои… …   Педагогический терминологический словарь

  • АХУНДОВ Мирза Фатали — [30.6(12.7). 1812, Нуха, ныне г. Шеки, Азербайджан, 26.2(10.3).1878, Тбилиси], азерб. писатель, просветитель. Основоположник азерб. реалистич. прозы и драматургии. Учился в Гяндже; брал частные уроки у Вазеха. В 1833 учился в уездном уч ще в Нухе …   Российская педагогическая энциклопедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.