Эразм Роттердамский

Эразм Роттердамский
Эразм Роттердамский
(Герхард Герхардс) (1469—1536 гг.) филолог, писатель

Безумию дарована привилегия говорить правду, никого не оскорбляя.

Вежливость порождает и вызывает вежливость.

Все превращает любовь и неумного делает мудрым.
Все превращает любовь: красноречье дает молчаливым,
Старцев в юнцов превратить милая может любовь.
Силу ломает любовь, но и слабых быть сильными учит,
В робких отвагу вдохнуть также умеет любовь.

Даже в самой худшей судьбе есть возможности для счастливых перемен.

Даруй свет, и тьма исчезнет сама собой.

Держи под подозрением все, что диктует тебе душевный порыв, даже если это честное.

Друг должен принимать на себя часть огорчений друга.

Если будешь жестоким по отношению к порокам, то окажешь благодеяние по отношению к человеку.

Если заводишь новых друзей, не забывай о старых.

Если кому-нибудь не хватает даров природы, он возмещает этот изъян усиленной дозой самодовольства.

Женщины отдают обыкновенно предпочтение мужчинам, принадлежащим к разряду тех людей, которые по природе своей более способны предаваться удовольствиям и всякому вздору.

Знаю, что значит любовь: любовь — помраченье рассудка.

Изящество потребно не в одних искусствах, но во всех делах человеческих.

…Иногда хорошо любить — значит хорошо ненавидеть, а праведно ненавидеть — значит любить.

…Именно смешные повадки людей делают жизнь приятной и связывают общество воедино.

Иметь много друзей — значит не иметь ни одного.

…Истинно рассудителен тот, кто будучи смертным, не стремится быть мудрее, чем подобает смертному, кто снисходительно разделяет недостатки толпы и вежливо заблуждается заодно с ней.

…Каждый человек проявляет в нравах то, что с помощью убеждения глубоко укоренилось в его душе.

Каков супруг, во многом зависит от супруги.

Лесть несовместима с верностью.

Лишь немногие, чье подлое благополучие зависит от народного горя, делают войны.

Лучше меньше знать и больше любить, чем больше знать и не любить.

Любовь — это все, что у нас есть, единственный способ, которым мы можем помочь другому человеку.

Люди разумные часто бывают ненавистны могущественным властителям.

Нет зверя настолько дикого, чтобы он не отзывался на ласку.

Нет ничего отважнее, чем победа над самим собой…

Никакие житейские блага не будут нам приятны, если мы пользуемся ими одни, не деля их с друзьями.

…Никто не может любить другого, если до этого он не полюбил себя… Никто не может никого ненавидеть, если до этого он не возненавидел себя.

Ничего нет трудного для человека, имеющего волю.

Ничто так не беспокоит людей, как нечистая совесть.

Ничто так не ускоряет старости, как неумеренные попойки, необузданная любовь и не знающая меры похотливость.

Поразительна мудрость природы, которая при таком бесконечном разнообразии сумела всех уравнять!

Порок как раз в том, чтобы недобро делать доброе.

Потакать слабостям своих друзей, закрывать глаза на их недостатки, восхищаться их пороками, словно добродетелями, что может быть ближе к глупости?

Предвидение будущего получается не от оракулов и авгуров, а от мудрости.

Принести спасение человечеству мы можем только собственным хорошим поведением; иначе мы промчимся, подобно роковой комете, оставляя повсюду за собой опустошение и смерть.

…Природа никогда не заблуждается… Ненавистна природе всякая подделка, и всего лучше бывает то, что не искажено ни наукой, ни искусством.

Собственные недостатки, что котомка за плечами: не увидишь.

Стыд — это страх честности перед позором.

Счастье зависит от нашего мнения о вещах, ибо в жизни человеческой все так неясно и так сложно, что здесь ничего нельзя знать наверное… А если знание порой и возможно, то оно нередко отнимает радость жизни.

Счастье состоит главным образом в том, чтобы мириться со своей судьбой и быть довольным своим положением.

Тот, кто делает добро другу, делает добро себе.

То, чем мы грешим в молодости, приходится искупать в старости.

Хочешь, гневаясь, снискать похвалу? Гневайся на порок, а не на человека.

Человек должен любоваться самим собой: лишь понравившись самому себе, сумеет он понравиться и другим.

Чем меньше у человека причин дорожить существованием, тем крепче он за него цепляется, не подозревая даже, что такое пресыщение и тоска.

Читая, ты должен основательно продумывать, чтобы прочитанное обратилось в твою плоть и кровь, а не было сложено в одной памяти, как в каком-нибудь словаре.

Что постановит страсть, то непродолжительно, мимолетно; что определит разум, в том век не раскаешься.

Язык — лучший посредник для установления дружбы и согласия.

Церковь основана на крови, кровью скреплена и кровью расширилась.
(Источник: «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. - М.: Просвещение; 2006.)
Эразм Роттердамский
Erasmus Roterodamus.

Эразм Роттердамский (Erasmus Roterodamus), Дезидерий (Desiderius)
(наст. имя и фамилия - Герхард Герхардс, Gerchard Gerchards) (1469 - 1536)
Нидерландский писатель, филолог, богослов, гуманист эпохи Возрождения.

Афоризмы, цитаты -

Эразм Роттердамский. Erasmus Roterodamus. Биография.
"Жалоба мира", 1516, опубликованав в 1517 *)

Перевод с латинского Ф.Л. Мендельсона

• Война противна всему сущему: война - первопричина всех бед и зол, бездонный океан, поглощающий все без различия. [...] Но если в войне нет ничего святого, если она, словно моровая язва, разъедает совесть и веру, если для людей нет ничего более пагубного, для бога - ничего более ненавистного, если все это так, то почему же вы отворачиваетесь от меня? Разве вы разумные люди? Кто поверит, что вы обладаете хоть крупицей мудрости, если, не жалея ни трудов, ни забот, ни расходов, ни уговоров, прибегая ко всяческим ухищрениям, пренебрегая всевозможными опасностями, вы стремитесь во что бы то ни стало изгнать меня и заменить войной - воплощением всех бед и страданий. - (Говорит Мир)

• Поразительное дело! Хотя природа только человека наделила разумом, способным воспринять божественную волю и откровение, только его создала полным доброты и стремления к согласию, однако я скорее нахожу себе пристанище среди самых свирепых зверей, среди самых неразумных и злобных тварей, чем среди людей! - (Говорит Мир)

• Только людей - а именно они больше всего нуждаются в единодушии - не в силах, примирить ни добрая и могучая природа, ни воспитание, ни явная польза от взаимного согласия. Самые тяжкие испытания, самый горький опыт не могут объединить их и внушить им взаимную любовь. А ведь у всех людей общая форма лица и тела, общий звук голоса. Все прочие виды живых существ большей частью отличаются друг от друга формой тела. Но лицом и силой разума наделен только человек разум присущ всем людям в отличие от иных существ. А кроме того, людям дан язык - лучший посредник для установления дружбы и согласия - (Говорит Мир)

• Нет такого содружества или союза, которые были бы достаточно священны и чтимы, чтобы примирить и утихомирить тех, кто яростно устремляется друг на друга для взаимного уничтожения. - (Говорит Мир)

• Когда я слышу человеческую речь и вижу людей, я, Мир, устремляюсь к ним как к существам, предназначенным исключительно для того, чтобы я восторжествовал. Я постепенно проникаю, в их души, веря, что в людях мое законное пристанище. - (Говорит Мир)

• Я обращал мой взор к городам. На время во мне зарождалась надежда, что здесь, наконец, есть доброе согласие между теми, кто живет окруженный одной стеной, что здесь царят и правят одинаковые законы и что здесь, как на одном корабле, всех объединяют одинаковые опасности. Увы, как я ошибался! И здесь тоже все настолько раздирается несогласием, что мне с трудом удается найти хоть один дом, в котором я мог бы прожить хоть несколько дней. - (Говорит Мир)

• Минуя простой народ, который, будучи волнуем ссорами да раздорами, напоминает бушующее море, я обращался ко дворам государей, как к некоей гавани. Без сомнения, думал я, среди них и должно быть место для мира, потому что они более мудры и осторожны, чем обычные люди, потому что они - глаза народа. Кроме того, они наместники Того, кто есть Князь Согласия и кто в действительности посылает меня всем людям, а в особенности государям. И все мне как будто благоприятствовало. Я видел нежные приветствия, любовные объятия, веселые пиршества и все прочие действия и признаки гуманности. Но, увы, невероятное дело? Я не маг отыскать среди них даже тени истинного мира и согласия! Все здесь было подкрашено и искусственно, все имело радушную внешность, за которой скрывались недовольство и подлая злоба. И под конец я обнаружил, что нет здесь места для мира, ибо здесь находятся истоки и причины всех раздоров и войн. - (Говорит Мир)

• Я увидел, что государи скорее могущественны, чем просвещенны, что они больше внимают алчности, чем здравым суждениям разума. - (Говорит Мир)

• Я решил примкнуть к обществу ученых людей. Хорошие книги делают людей, философия создает более чем людей, богословие создает богов. Я был уверен, что отдохну среди ученых после стольких мытарств. Но, увы, новое разочарование! Здесь идет та же самая война, но только в ином роде, не такая кровавая, но не менее бессмысленная и неразумная. Одна школа отличается от другой, истинная сущность вещей меняется в зависимости от страны: многие истины не могут переплыть через море, перебраться через Альпы, переправиться через Рейн. Даже в одной и той же академии логики воюют с риторами, а богословы с юристами. [...] Дело зашло так далеко, что даже в самых незначительных вопросах они не могут прийти к согласию и часто с ожесточением нападают друг на друга из-за пустяков, пока сражение не становится все жарче и жарче, когда от аргументов переходят к злословию, а от злословия - к драке. И если спор не может быть разрешен ни с помощью кинжала, ни с помощью копья, тогда они разят друг друга своими ядовитыми, отравленными перьями и лощеной бумагой, обращая смертоносное жало своего языка против доброй славы противника. - (Говорит Мир)

• Оставался еще один род людей, которые так привержены к религии, что не могут отбросить ее, даже если бы они того пожелали, как черепаха не может избавиться от своего панциря-жилища. Я мог бы надеяться, что найду себе место среди них, если бы надежда столь часто не обманывала меня и под конец не заставила во всем отчаяться. Но все же, решив испытать все, что можно, я сделал еще одну попытку. Вы хотите знать, чем она кончилась? Ни от кого из людей я не отказываюсь так охотно, как от этих. Да и на что мне было надеяться, если ни одна из религий не согласна с другими религиями? Различных религий столько же, сколько различных религиозных братств. Доминиканцы спорят с миноритами, бенедиктинцы с бернардинцами, сколько названий, столько и религий, сколько религий, столько и различных церемоний, потому что они ни в чем не согласны между собой. И каждый человек доволен своей религией, ненавидит и проклинает религию других. - (Говорит Мир)

• Поскольку дела обстоят таким образом, я, уже ни во что не веря, хотел бы укрыться в каком-нибудь маленьком монастыре, в котором бы царило настоящее нерушимое спокойствие. Но как ни прискорбно говорить об этом, я до сих пор не нашел ни одного монастыря, который бы не был отравлен взаимной ненавистью и раздорами. Стыдно слушать, какие бесполезные склоки и споры из-за самых мелочных и суетных предметов затевают и поддерживают старые люди, которых должно бы уважать и почитать ради их бород и сутан. А какими учеными и какими святыми кажутся они с виду! - (Говорит Мир)

• Всевозможными способами и путями природа учит людей согласию. Не довольствуясь выражением взаимного расположения на словах, она сделала так, что содружество стало не просто приятно, но и необходимо. [...] Природа дала всем прочим живым существам оружие и средства для самозащиты. Только человека она оставила слабым и безоружным, способным защищать себя от общей опасности лишь в содружестве с другими людьми. Так необходимость создала города, общество, научила людей товариществу, научила их, сливая воедино слабые силы, давать отпор диким зверям и разбойникам. Поистине, ничто в мире не смогло бы уберечь человеческое дитя, особенно новорожденное, от гибели, если бы семья не выкармливала его и не заботилась о нем в полном согласии. [...] Природа учит людей согласию и миру. [...] И при всем этом какая-то адская злоба все же овладевает людьми. В их сердца вселяется всепожирающая, ненасытная страсть к кровопролитиям! Поверить, что люди, постоянно занятые бесплодными раздорами и войнами, наделены разумом, может только тот, кто привык к этим действиям настолько, что перестал им удивляться и видеть всю их пагубность. - (Говорит Мир)

• __________

*) Текст "Жалоба мира" (перевод с лат. Ф.Л. Мендельсона) -

в Библиотеке Максима Мошкова

• Еще улыбалась мне слабая надежда, что где-нибудь среди счастливых семей для меня найдется место. Разве не обещают этого общий дом, общая постель, дети, родные? А кроме того, общий закон для тел супругов, настолько единых, что можно подумать, будто это не два тела, а одно, составленное из двух. Но, должно быть, преступные Эринии и раздор пробрались и сюда и, внеся несогласие в умы, разделили тех, кто связан друг с другом столькими узами И все же я скорее нашел бы себе место среди этих людей, чем среди тех, кто, обладая саном и знаками отличия, со всевозможными церемониями проповедует высшее милосердие. - (Говорит Мир)

• Я возжаждал последнего - найти себе место хоть в сердце какого-нибудь одного человека. Но и это мне не удалось. Потому что человек сражается и берется с самим собой: разум воюет с чувствами, а чувства - между собой, жалость влечет к одному, а жадность - к другому, похоть требует одного, гнев - другого, честолюбие - третьего, алчность - четвертого. - (Говорит Мир)

• Есть ли что более хрупкое, чем жизнь человеческая? Или более короткое? И скольким болезням и превратностям она подвержена? И все же, зная это, люди, словно лишенные разума, навлекают на себя всевозможные беды, большие, чем они способны вынести и выстрадать. Умы людей настолько ослеплены, что они ничего этого не видят. Они всячески стараются разорвать и расторгнуть все узы природы, все узы единоверия и человеческого общежития. Они повсюду сражаются друг с другом, и этому не видно ни конца, ни края. Нация с нацией, город с городом, цех с цехом, государь с государем сталкиваются и наносят друг другу урон. И часто из-за глупости или тщеславия двух человек, которым самим, возможно, суждено в ближайшее время погибнуть от черной оспы, все человеческие дела идут насмарку. - (Говорит Мир)

• Самое преступное и гнусное - это лицемерие тиранов, Они ощущают и видят свое могущество, лишь разрушая согласие в народе, а когда это согласие нарушено, они втягивают и вовлекают народ в войну, чтобы, разъединить тех, кто еще оставался единым, и чтобы еще свободнее и легче грабить и истязать несчастных людей. Другие из них еще преступнее - это те, кто жиреет за счет несчастий и разорения народа и кому в мирное время нечего делать в человеческом обществе. - (Говорит Мир)

• Все христиане - братья. Но почему же каждый из них не радуется, видя благополучие и процветание других людей? Теперь думают так: если соседнее государство процветает и здравствует, то одного этого вполне достаточно для того, чтобы начать против него войну. - (Говорит Мир)

• Как можно совмещать шлем и митру? Что общего у епископского или пастырского посоха с мечом? Что общего у Евангелия со щитом? Как можно приветствовать людей с миром и одновременно ввергать их в самые жестокие битвы, ниспосылать мир на словах, а на деле призывать войну? Как можно, чтобы одни и те же уста громко восхваляли миролюбивого Христа и одновременно восхваляли войну? Как может одна и та же труба возвещать приход Христа и Сатаны? Как можете вы, прикрывшись сутаной, в святой молитве призывать к убийству простых людей, которые жаждут услышать из ваших уст евангельские истины? Как можете вы, занимая места апостолов, проповедовать то, что противоречит учению апостолов? [...] Подл и недостоин язык священника, призывающего к войне, толкающего ко злу, проповедующего смерть и убийство! - (Говорит Мир)

• О люди, окончательно потерявшие стыд! Священники, божьи слуги среди христиан, и монахи, претендующие на еще большую святость, чем священники, - все они разжигают в государствах и простом народе страсть к убийствам и войнам. Трубу архангела они превращают в трубу Марса - бога войны. Забыв о своем достоинстве, они бегают и рыщут повсюду, толкая всех, кого могут, к войне. И из-за этих людей, чей авторитет должен был бы внушать кротость и согласие и примирять борющихся и враждующих, государи, которые сами, возможно, миролюбивы, загораются стремлением к войнам. Увы, что еще удивительнее и невероятнее, они сами враждуют друг с другом из-за вещей, презираемых даже языческими философами, из-за презренных пустяков, которыми служители церкви должны были бы пренебречь. - (Говорит Мир)

• Нет такого худого мира, который был бы хуже самой удачной войны! Вспомните сначала все, что влечет за собой война, и вы увидите, насколько выгоднее для вас мир. - (Говорит Мир)

• Папа римский обладает высшим авторитетом. Но когда народы и государи беспорядочно сражаются в яростной войне в продолжение многих лет, то где же он, этот папский авторитет? Где она, власть наместника Христа? В подобном положении вещей неизбежно приходится задавать себе вопрос: не связаны ли они - и авторитет, и власть папы римского - с подобными преступлениями? Папа призывает к войне - люди повинуются. Папа призывает к миру - почему же люди не повинуются таким же образом? [...] Если бы папский авторитет был истинно свят, он наверняка бы имел наибольшую силу в тех случаях, когда призывал к тому, чему учил Христос. - (Говорит Мир)

• Совершенный мир зиждется не на лигах и конфедерациях, из которых, как мы знаем и видим, часто рождаются и начинаются войны. Источник, из которого вытекает это зло, должен быть очищен от злых помыслов и желаний, порождающих раздоры и споры. - (Говорит Мир)

• Пусть государи будут мудрыми для пользы народа, а не только для своей выгоды; и пусть они будут действительно мудрыми, чтобы измерять свое величие, свое преуспеяние, свои богатства, свою славу тем, что на деле делает людей совершенными и великими. Пусть они будут для всего общества тем же, чем является отец для своей семьи. Король должен считать и полагать себя великим и благородным лишь тогда, когда он управляет и руководит добрыми подданными; он может считать себя счастливым, если приносит своим подданным счастье; возвышенным - если он командует и управляет теми, кто свободен; богатым - если его подданные богаты; благоденствующим - если его города процветают в постоянном мире. Знатные люди и должностные лица должны подражать государю и следовать в этом за ним. Они должны судить обо всем, исходя из выгоды и пользы всего общества, и таким путем и способом они гораздо вернее смогут добиться выгоды для самих себя. - (Говорит Мир)

• Пусть, управляя своей империей, государь помнит, что, будучи человеком, он управляет людьми, что, будучи свободным человеком, он управляет свободными людьми и, наконец, что, будучи христианином, он управляет христианами. И в то же время пусть народ оказывает ему почести лишь постольку, поскольку это идет на пользу всему обществу, - ни один добрый государь не желал бы и не стремился бы ни к чему большему. - (Говорит Мир)

• Англичане смотрят на французов как на врагов лишь за то, что они французы. Англичане ненавидят шотландцев лишь за то, что они шотландцы. Немцы враждуют с французами, испанцы - и с теми и с другими. Какая противоестественность во всем этом! Простое название местности разъединяет людей. Почему же такое множество других вещей не может примирить их? Ты, англичанин, ненавидишь француза. Но почему ты, человек, не можешь быть доброжелательным к другому человеку? Почему христианин не может быть доброжелательным к христианину? - (Говорит Мир)

• Разбирая причины ссоры, которая была между Ахиллом и Агамемноном, Гомер (Homeros) сваливал все на богиню Афину. Но те, кто призывает людей к согласию, не должны оправдываться ссылками на судьбу или на каких-то злых духов: причину раздора ищите в самих людях! - (Говорит Мир)

• Почему они гораздо сообразительнее тогда, когда речь идет об их процветании? Почему они быстрее схватывают дурное, чем доброе? Когда нужно сделать что-либо разумное, прежде чем его совершить, всегда рассуждают, раздумывают и рассматривают дело со всех сторон. Но в войну бросаются, не размышляя, закрыв глаза и очертя голову, особенно тогда, когда война уже начата и не может быть предотвращена. Увы, из большой она быстро становится великой! Из одной возникают многие. Из бескровной она превращается в кровавую. А самое главное, когда разражается эта буря, она карает и поражает не одного или двух, а всех людей в равной мере. - (Говорит Мир)

• Какой бы справедливой ни казалась причина войны, какие бы выгоды ни сулило ее успешное окончание, подсчитай про себя все убытки, которые причиняет война, и все ее выгоды, которые она должна была бы принести в случае победы, и подумай: а стоит ли вообще так стараться победить? Победы во все времена почти не бывали бескровными. А теперь и подавно все люди запятнаны человеческой кровью. Кроме того, учти еще падение нравов и общественного порядка, которого не могут возместить никакие выгоды. Ты истощаешь свою казну, ты развращаешь народ, ты угнетаешь честных, ты толкаешь на преступление бесчестных. Война не кончается до тех пор, пока не устранены все ее последствия. - (Говорит Мир)

• Никто не может любить другого, если до этого он не полюбил себя. Никто не может никого ненавидеть, если до этого он не возненавидел себя.

• Если заводишь новых друзей, не забывай о старых.

• Природа никогда не заблуждается. Ненавистна природе всякая подделка, и всего лучше бывает то, что не искажено ни наукой, ни искусством.

• Счастье зависит от нашего мнения о вещах.

• Безумие есть источник подвигов всех героев.

• Собственные недостатки, что котомка за плечами: не увидишь.

• Люди не рождаются, а формируются.

• Нет зверя настолько дикого, чтобы он не отзывался на ласку.

• Стыд - это страх честности перед позором.

• Безумию дарована привилегия говорить правду, никого не оскорбляя.

• Лесть несовместима с верностью.

• Поразительна мудрость природы, которая при таком бесконечном разнообразии сумела всех уравнять!

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)

Сводная энциклопедия афоризмов. . 2011.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Эразм Роттердамский" в других словарях:

  • Эразм Роттердамский — Erasmus Roterodamus Порт …   Википедия

  • ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ — (Erasmus Roterodamus), Дезидерий, псевдоним Герхарда Герхардса (1469 1536) ученый гуманист, богослов и писатель. Проделал огромную просветительскую работу по изданию произведений греко лат. классики и отцов христианской церкви. Свою концепцию… …   Философская энциклопедия

  • Эразм Роттердамский — и философия Христа Позиция Эразма     Все помыслы гуманистов на протяжении эпохи Гуманизма и Ренессанса были исполнены жажды религиозного обновления. Как мы видели, само понятие Возрождение имело глубокие религиозные корни. Мы также видели, что… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Эразм Роттердамский — Эразм Роттердамский. Портрет работы Х. Хольбейна Младшего. 1523. Лувр. Эразм Роттердамский. Портрет работы Х. Хольбейна Младшего. 1523. Лувр. Эразм Роттердамский () () учёный гуманист, виднейший представитель Северного Возрождения. Родился в… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ — (полн. Эразм Дезидерий Роттердамский; Erasmus Roterdamus Desiderius) (28 октября 1467, Роттердам 11 июля 1536, Базель), гуманист эпохи Возрождения (глава «северных гуманистов»), богослов, филолог, писатель. Автор «Похвалы Глупости» сатиры,… …   Энциклопедический словарь

  • Эразм Роттердамский — (настоящее имя Дезидерий) (1466 или 1469 1536 гг.) учёный гуманист, виднейший представитель Северного Возрождения. Родился в Роттердаме. В 1499 г. окончил теологический факультет Парижского университета. В последующие годы занял ведущее положение …   Исторический словарь

  • ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ — (Erasmus Roterodamus), или Дезидерий Эразм (Desiderius Erasmus), (настоящее имя Герард Герардсон) (1469 1536) нидерландский гуманист, незаконнорожденный сын голландского священника, получил образование в Париже, затем преподавал в Кембридже. Там… …   История Философии: Энциклопедия

  • Эразм Роттердамский — (Эразм Дезидериус)(Erasmus, Desiderius) (ок. 1467 1536 гг.), голл. ученый гуманист. Первый выдающийся европеец, чья известность и авторитет основывались на печатном слове. Будучи незаконным сыном священника, ранние годы жизни провел в нищете и… …   Всемирная история

  • ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ — (Erasmus Roterodamus) Дезидерий (Desiderius) (1467 1536), гуманист эпохи Возрождения (глава северных гуманистов ), филолог, писатель. Родом из Роттердама. Автор Похвалы Глупости сатиры, высмеивавшей нравы и пороки современного ему общества.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ — ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ, Дезидерий (действительное имя Герхард Герхардс) (1469 1536) выдающийся писатель гуманист позднего Возрождения, ученый, богослов, знаток античной культуры. Родился в Роттердаме в семье бюргера. Рано лишившись родителей, провел …   Новейший философский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»