- Ювенал
-
Ювенал, Децим Юний; Iuvenalis, Decimus Iunius, из Аквина в Кампании, ок. 60-130 гг., римский сатирический поэт. Происходил из зажиточной семьи, которая обеспечила его образование. После отбытия воинской повинности приехал в Рим, где с 90 г. занимался риторикой. Примерно на 80 году жизни был, по некоторым сведениям, приговорен к изгнанию в дальние страны. В некоторых сатирах слышатся отголоски пребывания вдали от Италии; в юности поэт, по-видимому, побывал в Британии в должности трибуна далматской когорты, в Египте же, который, несомненно, знал по личным впечатлениям (как о том свидетельствует сатира 15), побывал, возможно, уже в зрелом возрасте. Во время пребывания в столице Ю. имел возможность ближе узнать жизнь римского общества, в особенности же высших его кругов. Эти наблюдения определили направленность его творчества. Ю. оставил 16 сатир, которые сперва издавал по отдельности, а позднее выстроил по хронологическому принципу и разделил на 5 книг. Вероятнее всего, он писал их после смерти Домициана в 96 г., когда распространилась свобода мысли и слова. Книга I ( издана после 100 г.) включает сатиры 1-5; содержанием книги II издана после 116 г.) является 6 сатира; в книгу III (изданную, вероятно, в начале правления Адриана, после 117 г.) входят сатиры 7-9, книга IV (издана ок. 125 г.) охватывает сатиры 10-12, а книга V (издана после 127 г.) — сатиры 13-16. В сатире 16 отсутствует окончание, по-видимому, в результате механического повреждения последнего листа рукописи. Поэтическое кредо поэт изложил в сатире 1. Возмущение проявлениями зла и людские пороки — такие как противные человеческой природе тщеславие, жадность, доносительство и др. — побуждают его писать сатиры, что выражено в известном изречении: «Трудно не писать сатир» (Difficile est satiram non scribere). Но осторожность заставляет его щадить ныне живущих и направлять острие сатиры против уже умерших. В последующих сатирах, каждая из которых посвящена особой теме, Ю. рисует трагическую картину упадка нравов тогдашнего Рима. Так, в сатире 2 он высмеивает лицемеров и мнимых мудрецов, которые погрязли в пороках. В сатире 3 — клеймит городскую жизнь, которая порядочному человеку кажется кошмаром. Сатира 4 содержит пародию на заседание сената при Домициане, где с потрясающей серьезностью решаются ничтожные проблемы; сатира 5 описывает унижения паразита, сатира 6 самая длинная, своей меткостью отбивает охоту к заключению брачных союзов. Эта сатира обращена против женщин, представленных в ней в самом невыгодном свете. В сатире 7 он обрушивается на принижение интеллектуальных достоинств и нищету литераторов. Со временем острота сатир Ю. ослабевает, как это можно увидеть в дальнейших произведениях, написанных уже при Адриане. Поэт пытается укрепить нравственные устои читателей. В сатире 8, отвергая спесь и ссылки на заслуги предков, он доказывает правильность старого философского принципа, что не происхождение делает человека, но его нравственные достоинства. В сатире он 9 критикует мужчин, язвительно клеймя вырождение пола, в сатире 10 — провозглашает правило, что единственной достойной целью может быть такая жизнь, когда в здоровом теле живет здоровый дух — «Ut sit mens sana in corpore sano». В сатире 11 — предписывает умеренность во всем, а особенно в еде, сатира 12 подчеркивает ценность бескорыстной дружбы и превосходство духовных благ над материальными, содержит скрытый выпад в адрес тех, кто дожидается наследства после бездетных богачей, сатира 13 утешает друга в денежной потере, сатира 14 является рассуждением на тему воспитания молодежи, предписывая особо бороться против алчности, сатира 15 показывает, до чего доводят фанатизм и предрассудки на примере случая каннибализма, свидетелем которого поэт стал в Египте, 16 критикует привилегии военных перед гражданским населением. Ю. пессимистически смотрел на мир, чему, вероятно, способствовали пережитые им периоды террора при Нероне и Домициане, а, возможно, личные переживания и разочарования. В сатирах Ю. с большим мастерством нарисовал картину упадка римского общества, не жалея красок и пафоса в соответствии с правилами всевластной в то время в литературе риторики. Несмотря на недочеты композиции, несмотря на повторения и туманные аллюзии, затрудняющие сегодняшнему читателю понимание текста, Ю. предоставил нам ценный материал для познания эпохи, особенно для изучения уклада жизни. Ю. был последним римским сатириком, а также одним из последних талантливых поэтов в империи.
М.В. Белкин, О. Плахотская. Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань», 1998