- Цецилий Стаций
-
Цецилий Стаций, Caecilius Statius, ок. 220-168 гг. до н. э., римский комедиограф. Первый римский поэт - уроженец Галлии. В Рим прибыл в качестве невольника в 222 г.; после освобождения взял имя патрона Цецилий. Был дружен с Эннием, писал исключительно комедии, с трудом выдерживая конкуренцию с Плавтом. По утверждению Теренция, Ц.С. стал популярен за счет Амбивия Турпиона, который ставил его пьесы и играл в них главные роли. - Наследие Ц.С. дожило до наших дней лишь во фрагментах: сохранилось ок. 300 стихов из 42 комедий. Их названия имеют либо чисто латинское звучание, либо латино-греческое (двойные названия), либо только греческое. Например, Опекуны (Demandati), Боец (Pugil) или же Ростовщик (Faenerator sive Obolastates), Подкидыш (Subditivus sive Hypobolimaeus), или же Наследница (Epicleros), Интендант (Epistathmos). Вероятно, эти заглавия говорят о развитии так называемой «паллиаты», то есть типа римской комедии, использующего греческие образцы. Более ранние пьесы еще несли на себе отпечатки родного италийского народного фарса - эту стадию иллюстрируют, как и у Плавта, латинские названия. После все более смелых попытках эллинизации комедии - что отражается в латино-греческих названиях - наступает полное «огречивание» комедии, как и у Теренция, проявляющееся в исключительно греческих заглавиях. Творчество Ц.С. представляет собой переходную стадию в развитии комедии между Плавтом и Теренцием. Правда, отыскать греческие источники можно лишь для некоторых комедий Ц.С., например, ср.: Письмо (Epistula) с Epistole Алексиса, Изгнанника (Exul) с Fygas Алексиса или с Apolis Филемона. Однако сравнение сходных частей комедии Ц.С. Ожерелье (Plocium) и не сохранившейся комедии Менандра с тем же заглавием, выполненное Геллием, свидетельствует о том, что Ц.С. свободно перерабатывал оригиналы. Он изменял их настроение и характер, окрашивал их остротами, приближал к фарсу; греческие диалогические партии он переделывал в арии (cantica), написанные различными стихотворными размерами: трохеями, ямбами и т. д. Зато содержанием и своей морализаторской тенденцией Ц.С. приближался к Менандру, насыщая комедии сентенциями. Человечность роднит его как с Менандром, так и с Теренцием. Комедии Ц.С., внимательного наблюдателя жизни, который пытался постичь мотивы поведения человека и описывал своих героев живым, остроумным, богатым смелыми и красочными оборотами языком, что приближает его к Плавту и Теренцию, в целом были высоко оценены в древности: его хвалили Волкаций Седигий, Цицерон (хотя он и упрекал Ц.С. за его язык), Варрон, Геллий.
М.В. Белкин, О. Плахотская. Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань», 1998