- Пруденций Клеменс
-
Пруденций Клеменс, Аврелий; Prudentius Clemens, род. в 348 г. н. э., латинский христианский поэт. Родился в Испании, вероятнее всего в Цезарогусте (совр. Сарагоса) или в Тараконе (совр. Тарагона). После обучения риторике и праву начал служебную и судебную карьеру. Он был адвокатом, дважды — наместником одной из (испанских?) провинций и, наконец, высоким чиновником при дворе Феодосия I. После смерти императора 47-летний П.К. отошел от общественной жизни и целиком отдался поэтическому творчеству на религиозные темы. В 401-403 гг. н. э. был в Риме, где посетил гробницы мучеников. — Творчество П.К. приходится на 392-405 гг. н. э. и сохранилось целиком. Оно представляет огромное разнообразие форм и содержания. Собрание своих произведений издал сам П.К. в 405 г. Он предварил его предисловием-автобиографией, в котором изложил и свою поэтическую программу. Лучшие рукописи сохраняют последовательность, установленную самим П.К. Книга гимнов на каждый день (Cathemerinon liber) включает 12 лирических гимнов-молитв с вставками на темы библейской истории. Шесть гимнов предназначены для шести времен суток, от рассвета до ночи, еще шесть — для других случаев. Апофеоз (Liber Apotheosis) и Источник греха (Hamartigenia) представляют собой эпико-дидактические поэмы, написанные гекзаметром; в них П.К. поясняет догматы христианской религии. Во вступлении к Апофеозу он разбивает ереси, касающиеся догмата о Святой Троице и противопоставляет им истинное учение Церкви. Основной целью поэмы было доказательство божественной природы Христа. В Источнике греха П.К. занимается происхождением греха, а во вступлении в ямбических триметрах опровергает дуализм Маркиона. Произведение отмечено поэтическим талантом, а описание Ада и Рая не имеют себе равных по живописности в христианской литературе. Борьба за душу (Psychomachia) является первым в латинской литературе аллегорическим дидактическим эпосом. Замысел этот созрел у П.К. под влиянием Тертуллиана. В основе поэмы лежит противопоставление двух взглядов на мир: языческого и христианского, а сквозная мысль — победа христианства над язычеством. Краткое вступление описывает в ямбических триметрах борьбу Авраама с языческими царями за освобождение Лота, а сама поэма рассказывает в гекзаметрах о борьбе за душу, в которой 7 персонифицированных христианских добродетелей сталкиваются с противостоящими им пороками. Победа добродетелей отмечается постройкой прекрасного храма. Произведение изобилует красочными описаниями битв и тех, кто принимает в них участие. Здесь много риторики, поэтому вся поэма несколько скучна. Борьба за душу стала источником богатой аллегорической эпики средних веков. Ее читали повсюду. Ряд рукописей богато иллюстрирован, благодаря чему античные мотивы перешли в средневековые книги. Цикл дидактических поэм замыкает сатирико-полемическое произведение Против Симмаха (Contra Symmachum). В нем П.К. вновь вспоминает о разрушении алтаря и статуи Виктории со здания Сената и связанной с этим событием полемикой между Амбросием и Симмахом, который произнес знаменитую речь в защиту алтаря и языческого культа. О венцах (Peri stephanon) включает 14 лирических гимнов в честь мучеников, в основном испанских и римских. Венцы были наградой победившим воинам и спортсменам, а мученики для П.К. — это воины Христа. Гимны были созданы под влиянием характерного для той эпохи культа мучеников. Они дышат пафосом, а сцены мученичества чрезвычайно реалистичны. Действие порой излишне драматизировано. В долгих монологах мучеников снова виден П.К.-ритор, что не всегда идет на пользу произведению. Краткий Эпилог, соответствующий Вступлению завершает целостность сборника. В полное издание своих сочинений П.К. не включил произведения: Заметки (Tituli historiarum), известные также под недостаточно понятным названием Dittochaeum (Две пищи) — 49 (?) гекзаметрических четверостиший, поясняющих сцены из Ветхого и Нового Завета, которые являются важным литературным источником христианской иконографии. Этого произведения нет в самых старых рукописях; в собрание сочинений П.К. он вошел значительно позднее, но его авторство сегодня уже не подвергается сомнению. П.К знал латинских поэтов от Лукреция до Клавдиана. В гекзаметрических произведениях он подражал Лукрецию и Вергилию, в лирических — Горацию, Катуллу, Овидию, в полемических — отталкивался от сатиры Горация и Ювенала, Лукана брал за образец при описании жестоких сцен мученичества. Не ослабевавшей в течение всего средневековья популярностью П.К. обязан совершенству формы своих произведений и глубоко христианскому их содержанию. Он принадлежал к самым читаемым в школе авторам, его комментировали, он имел последователей, а число рукописей достигает 320. Он был первым большим христианским поэтом и в то же время — последним великим лириком античности.
М.В. Белкин, О. Плахотская. Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань», 1998