- Анаксимен
-
I.Анаксимен, Anaksimenes, из Лампсака в Малой Азии, IV в. до н. э., греческий оратор и историк. Ученик Зоила, связанный со двором Филиппа II и Александра Великого. А., вероятно, является автором самого древнего из известных нам учебников ораторского искусства, который под названием Риторика для Александра (Rethorike pros Aleksandron) - название взято из письма, содержащего посвящение произведения Александру - сохранился среди сочинений Аристотеля. Другие труды А. исчезли. Мы знаем, что он написал еще 3 исторических произведения: Историю эллинов (Hellenika), описывавшую историю Греции с мифических времен до битвы под Мантинеей (362 г.); Историю Филиппа (Hai peri Philippu historiai), из которой письмо Филиппа и ответная речь Демосфена по поводу этого письма сохранились среди сочинений последнего; История Александра (Ta peri Aleksandru). Под именем своего соперника Теопомпа А издал сочинение под название Триглав (Trikatanos), где возложил ответственность за государственный упадок Греции на Афины, Спарту и Фивы.II.Анаксимен, Anaksimenes, из Милета, VI в. до н. э. (ум. в 528-525 гг. до н. э.), греческий философ. Предположительно был учеником Анаксимандра. Прозаическое сочинение А., написанное по-ионийски, было известно еще в эллинистический период (сохранились два отрывка, авторство которых спорно). Первоосновой мира А признавал бесконечный и находящийся в постоянном движении (что отсылает нас к беспредельности Анаксимандра) воздух (aer), сгущением или разрежением которого он объяснял появление всех вещей. Вследствие постепенного сгущения воздуха (связанного с понижением температуры) появляются ветры, облака, вода, земля и камни. Разрежение же вызывает к жизни огонь. Развитие мира - процесс количественный, а не качественный. А. наделил воздух разумом и признал за форму бытия Бога. Отождествляя душу с воздухом, А. первым нашел параллель человек - космос: как душа управляет человеком, так воздух охватывает собой весь мир (аналогия между микрокосмом и макрокосмом). Землю он представлял себе в виде плоского щита, поддерживаемого воздухом. Небесные тела кружат над Землей. А., вероятно, первым отметил, что месяц светит отраженным солнечным светом. Он пытался также научно объяснить атмосферные явления и землетрясения. Учение А. возродил в V в. до н. э. а Афинах врач и философ Диоген из Аполлонии.
М.В. Белкин, О. Плахотская. Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань», 1998