- Анакреон(т)
-
Анакреон(т), Anakreon, из Теоса, ок. 570- ок. 485 гг. до н. э., греческий лирический поэт. Когда персы овладели Малой Азией ок. 545 г., А. вместе с другими жителями Теоса оставил родной город и осел в Абдерах, где принял участие в борьбе с фракийскими племенами. Большую часть своей долгой жизни провел при дворах тиранов. Приглашенный Поликратом с Самоса, много лет пребывал при его дворе. После падения тирана переселился в Афины, где правили сыновья Писистрата. Особая дружба связывала его с Гиппием, который был любителем литературы и искусства. После изгнания Писистратидов, возможно, подался в Фессалию. Согласно традиции, он умер в возрасте 85 лет. Жители Теоса поставили ему символическое надгробие и статую. В афинском Акрополе также стояла статуя А., выполненная Фидием. - Наследие А. собрали александрийские ученые в 5 или 6 книгах и разделили по метрическим критериям на песни, ямбы и элегии. Сохранились только фрагменты. В самых ранних из них еще звучало эхо сражений с фракийцами. Позднее А. писал чаще всего песни, предназначенные для исполнения во время пиров и придворных празднеств, поэтому в них так много говорится о питье вина и о любовных утехах. Легкость тематики сочетается, однако, с высоким художественным уровнем и совершенным знанием поэтического ремесла. В сохранившихся фрагментах А. рисует картину общества людей образованных, привыкших к излишествам, которые большую часть времени посвящают развлечениям. Несколько раз А. излагал правила, которым должны следовать хорошо воспитанные участники пира. Он осуждал шумные, кончающиеся дракой пирушки и говорил об умеренном принятии вина в кругу друзей, посреди песен и беззаботной беседы. Любовные стихи А. адресовал как девушкам, так и юношам. В них есть легкость, очарование, юмор и немало тонкой самоиронии. Вдохновителем этих стихов был Эрос, к которому поэт обращался за помощью в любовных делах. Длань Эроса не всегда была мягкой, в чем А. не стыдился признаться. В одном из стихотворений мы читаем, что Эрос, подобно кузнецу, оглушил влюбленного молотом, а затем кинул в холодную воду, в другом - бросил в стареющего поэта свой пурпуровый шар и, таким способом приглашая его к любовным забавам, обрек его на новое соперничество. Большое мастерство выказывает А. в комплиментах своим возлюбленным и любовных признаниях. Он восхищается пышными волосами Стердия, шутливо склоняет во всех падежах имя Клеобула, раскрывая ему свои, с каждым разом все более горькие чувства, гордую девушку он сравнивает с неприрученной фракийской кобылицей, другую, чересчур робкую, с косулей, он умеет должным образом оценить и изящество наряда. Старость, которая уничтожает красоту, подводит черту под любовью и в конце концов ведет за собой смерть, наполняет его грустью. Некоторые фрагменты ямбов указывают на то, что А. умел также насмехаться. В одном их них А. нападает на некоего Артемона, который некогда ходил в грязных лохмотьях и был посмешищем всего города, а разбогатев, хочет затмить всех претенциозным изяществом. А. писал на ионийском диалекте с незначительными включениями эолийского. Его стиль прост, образность оригинальна и выразительна. Песни А. в классический период часто пели на пирах. В эллинистической Александрии ему подражали Каллимах, Феокрит и эпиграмматики (Асклепиад, Посейдипп, Гедил). А. был включен в число 9 лириков. Поэты Палатинской антологии посвятили ему множество эпиграмм. Они создали ложный образ А. - пьяницы и распутника. Сложенные эпигонами А. так называемые анакреонтики в огромной степени добавили поэту популярности, но на несколько десятков веков обрекли забвению его подлинное творчество.
М.В. Белкин, О. Плахотская. Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань», 1998