- Орозий
-
Орозий, Orosius, ум. до 423 г н. э., латинский христианский писатель. Убегая из родной Испании в Африку под натиском вандалов, молодой священник О. в 414 г. н. э. прибыл к Августину. В 415 г. через Египет он попал в Палестину, где в Иерусалиме выступил против Пелагия. В 416 г. возвратился в Африку и там умер. — Сохранились два полемических сочинения О. В трактате Предостережение от заблуждений присциллиан и последователей Оригена (Commonitorium de errore Priscillianistarum et Origenistarum) О. изложил в форме письма, адресованного Августину, свои взгляды на душу и ее происхождение, в сочинении В защиту веры против пелагиан (Liber aoplogeticus contra Pelagianos) он обосновал занятую им в 415 г. позицию противника Пелагия. Славу О. принесло написанное ок. 417 г. историческое произведение Семь исторических книг против язычников (Historiarum adversus paganos libri VII). Августин убедил О. некоторым образом дополнить его собственное историософское произведение О граде Господнем примерами из всемирной истории с целью доказать, что разного рода несчастья, выпадавшие людям в дохристианский период, были еще более суровыми, чем теперь. Таким способом О. пытался опровергнуть мнение язычников, что причиной всех трудностей и поражений Рима было забвение древней римской религии и победа христианства. Числовая символика раскрывается в делении произведения на 7 книг, по образцу семи дней творения. Хронологическое построение ( кн. I-VI — история до рождения Христа, кн. VII — история до эпохи О.) было ориентировано прежде всего на Хроники Евсевия и Иеронима. О. использовал также сочинения Ливия, Тацита, Светония, Флора, Юстина, Евтропия. Значительное влияние на О. оказал Августин.. О. отбирал то, что свидетельствовало в пользу его тезисов, а в его сочинениях можно найти множество неточностей и ошибок вследствие поспешности, большое количество риторических преувеличений. Но О. не был только переписчиком, как об этом свидетельствует самостоятельно написанное окончание произведения, являющееся важным источником изучения эпохи О. Сочинение О. также дополняет наши сведения о тех периодах, сведения о которых находились в утраченных частях произведений Ливия или Тацита. Однако нужно помнить, что О. был не столько историком, сколько апологетом. Его произведение отодвинуло в тень более ранние исторические сочинения Флора и Юстина и оказало влияние на позднейших историков. Иордан или Исидор Севильский использовали работу О., которая была учебником всемирной истории вплоть со средневековья. В IX в. король Альфред составил староанглийскую версию, а в X в. был выполнен арабский перевод. Историческое произведение О. сохранилось в большом числе рукописей, оно рано было напечатано и к концу XVII в. выдержало уже 25 изданий.
М.В. Белкин, О. Плахотская. Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань», 1998