- Лукан
-
Лукан, Марк Анней; Lucanus, Marcus Annaeus, 39-65 гг. н. э., римский поэт. Сын Аннея Мелия, племянник философа и трагика Сенеки, родившийся в испанском городе Кордубе. С 40 г. жил в Риме, где получил прекрасное риторическое образование. Учителем Л., а также поэта Персия, был знаменитый философ-стоик Корнут. Заканчивал учебу в Афинах, откуда Нерон призвал его в Рим, чтобы включить поэта, талант которого привлек его внимание, в круг ближайших друзей. Еще до достижения соответствующего возраста Л. стал квестором. Был также авгуром. Хотя Л. еще раньше блистательно декламировал по-гречески и по-латыни и пробовал свои силы в различных литературных жанрах, публично он выступил впервые в 60 г. на так называемых «Нерониях», на которых, благодаря Нерону, получил награду. После опубликования в 62/63 г. трех первых книг исторического эпоса, которые нашли признание у публики, по неизвестным причинам (возможно, из-за завистливости императора или излишней впечатлительности поэта) в его отношениях с Нероном появилась трещина. Император запретил поэту занятия своим ремеслом, поэт прочел оскорбительную для Нерона поэму и примкнул к так называемому заговору Пизона. Приговоренный Нероном к смерти, покончил жизнь самоубийством - 30 апреля 65 г. он вскрыл себе вены, декламируя стихи из своего эпоса. - Л. оставил значительное литературное наследство, от которого сохранился лишь исторический эпос. Нам известны названия погибших (предположительно 14) произведений, среди которых следует назвать сочинения на мифологические сюжеты: Илиакон (Iliakon), где на основе Илиады он представил смерть Гектора, Катахтонион (поэма о Подземном мире), поэтическая обработка мифа об Орфее и неоконченная трагедия Медея. Л. написал также 14 либретто для пантомим. На Нерониях в 60 г. он прочел Похвалу Нерону (Laudes Neronis), а после возникновения недоразумений с Нероном написал поэму, где оскорблял императора. Только по названию мы знаем сборник Silvarum libri X, включавший в себя стихотворения на случай. Сверх этого Л. писал эпиграммы, письма, риторические декламации, среди них на тему пожара Рима. Главным и единственным сохранившимся произведением Л. является исторический эпос, обозначенный в рукописях как Десять книг о гражданской войне (Belli civilis libri X), а самим поэтом названные Фарсалии. Сочинение это, первые книги которого поэт опубликовал сам вскоре после 60 г., мыслилось, вероятно, в 12 книгах (по образцу Вергилия) и, быть может, должно было завершиться трагическим финалом - смертью Катона, а может и убийством Цезаря; однако оно не было завершено, ибо действие обрывается на кн. X. Сюжет произведения представляли столкновения Цезаря и Помпея в период второй гражданской войны. Начальные книги содержали как бы экспозицию и описывали битвы, происходившие на втором плане, причем в кн.I Л. изложил причины войны, дал характеристику обоих противников и описал марш Цезаря на Рим; в кн. V-VIII, основной части эпоса, содержится описание столкновений Цезаря и Помпея на территории Греции: проход Цезаря по Греции (V кн.), поражение его под Диррахием и бегство в Фессалию (VI кн.), бегство Помпея в Африку и его смерть (VII кн.). Действие остальных книг происходит в Африке и охватывает поход Катона в Африку, особенно его драматический переход через пустыню (IX кн.) и пребывание и сражения Цезаря в Египте (X кн.). Исторические сведения об относительно недалеком прошлом Л. заимствовал в основном из произведений Ливия (из не сохранившихся кн. CIX-CXII), а возможно, и из Галльской войны Цезаря. Исторические события он описал скупо, но расширил эпос за счет многочисленных отступлений. Л. придавал мало значения историческим датам и фактам. Главные герои эпоса (Цезарь, Помпей, Катон) представлены в соответствии с республиканской традицией; Цезарь персонифицирует тиранию, Катон - свободу, Помпей же стал символом былого блеска Рима. Л. использовал в своем эпосе почти все формальные элементы и почти все мотивы древнего эпоса: сцены битв, речи, списки войск, буря на море, сцена в подземном мире, и т. д. В согласии с эпической традицией, для демонстрации учености Л. включил в свое произведение - в избыточном количестве - сильно приправленные риторикой географические, этнографические, мифологические, естественнонаучные экскурсы. Но решительно отверг гомеровско-вергилиеву традицию, отказавшись от аппарата божеств, управлявших ранее судьбами героев. Это новшество резко критиковал Петроний в Сатириконе. В отличие от традиционных эпосов здесь нет одного героя, но три протагониста (Цезарь, Помпей и Катон) играют одинаковую роль. Единство же Л. выдерживает посредством направленности действия к конечному торжеству преступления. Л., потрясенный до глубины души гражданской войной, которая привела к падению республики (защитник ее гаснущего блеска - Помпей) и победе единовластия, хочет показать ее трагические моральные последствия, когда безумие подменяет разум, преступления и беззаконие (их символизирует незаурядная демоническая и деструктивная личность - Цезарь) становятся на место закона. По мнению поэта, миром правит слепая судьба, случай (фортуна, фатум). Любимцем которой является Цезарь, а боги и люди никак не могут повлиять на ход событий. Л., однако, приходит к заключению, что в этой ситуации личности остается лишь определенная автономия, вырастающая из отрицания действительности (ею обладает стоический мудрец Катон, безуспешно сопротивляющийся единовластию, герой, в некотором смысле говорящий от имени Л.). Эти концепции Л. последовательно раскрывает на протяжении всего произведения, и таким образом Фарсалии становятся как бы анти-Энеидой, ибо поэт восхваляет в них свободу Рима, и осуждает империю. Л. пытался при помощи многочисленных поэтических описаний избегнуть скуки, грозящей читателю исторического эпоса, которому не хватало одного из наиболее традиционных средств создания художественной композиции, каким был аппарат богов. Риторическое искусство Л. находит выражение в более чем 100 речах, включенных в эпос, прекрасных ораторских композициях, а прежде всего - в риторическом и патетическом стиле (апострофы, междометия, сентенции, антитезы, сравнения, блистательные формулировки), в стиле почти барочном или маньеристическом, не лишенным преувеличений и напыщенности. Риторическая декламация и мрачный реализм в описании убийств, смерти и т.д., любование ужасами должны были потрясти слушателей или читателей. Хотя Л. тщательно выстраивал стихи, он не смог придать им плавности и изысканности. В формальном отношении Л. является наследником всей предшествовавшей ему литературной эпохи. Особенно многим он был обязан Вергилию, Овидию, Сенеке. В соответствии с риторическим характером поэмы Л. еще в древности причисляли чаще к ораторам, чем к поэтам (Квинтиллиан), критиковали его нововведения (Петроний). Тем не менее его довольно высоко ставили Стаций, Марциал, Тацит, Ювенал. Фарсалии оказали влияние не только на поэтов Империи, их читали и комментировали также в средневековье.
М.В. Белкин, О. Плахотская. Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань», 1998