- Киприан
-
I.Киприан, Cyprianus, начало V в. н.э., латинский эпический поэт. Родился, вероятно, в Галлии. Воссоздал (большей частью в гекзаметрах) первые 7 книг Ветхого Завета (Пятикнижие Моисея, Книгу Иова, Книгу Судей). Поэтому произведение свое он назвал Heptateuchos (Семикнижие). Не сохранились стихотворные обработки остальных исторических книг. Семикнижие, не обладающее большими литературными достоинствами, иногда приписывали также Ювенцию, Киприану Карфагенскому или другим писателям. Его использовали христианские поэты.II.Киприан, Гай Фасций Цецилий; Cyprianus, Gaius Thascius Caecilius, св., ок. 200-258 гг. н. э., латинский христианский писатель, Отец Церкви. Родился в богатой языческой семье. Получив прекрасное образование, преподавал риторику. Христианство принял уже в зрелом возрасте и вскоре после этого стал священником, а затем епископом Карфагена (249 г.) Во времена гонений при императоре Валериане К. принял мученическую кончину 14 сентября 258 г. Существует жизнеописание К., составленное дьяконом Понтием, сохранились и документы, касающиеся его судебного процесса и смерти. - К. является автором многочисленных теологических трактатов. Среди них особого внимания заслуживают К Донату (Ad Donatum; ок. 246 г.), где он описывает свое обращение в христианство; Три книги доказательств для Квирина (Ad Quirinum testimoniorum libri III), собрание текстов Священного писания, используемых в качестве теологических аргументов, произведение огромной важности для истории латинского текста Библии; К Деметриану (Ad Demetrianum), где он защищает христиан от обвинений со стороны язычников; О падших (De lapsis) - значительнейшее сочинение, в котором К. выражает свою радость по поводу стойкости единоверцев и сожаление из-за отступничества от веры некоторых христиан, а также оговаривает условия повторного принятия их в лоно Церкви; О единстве Церкви (De catholicae ecclesiae unitate; ок. 251 г.) представляется догматическим произведением большой важности; О смертности (De mortalitate) представляет мощь веры, одержавшей победу над смертью; О побуждении к мученичеству (Ad Fortunatum de exhortatione martyrii) напоминает о необходимости следовать своей вере в преддверии грозящих опасностей. К. также является автором 65 писем и адресатом 16 других, представляющих важный источник изучения истории африканской Церкви того времени. Кроме того, из-под пера К. вышло несколько более мелких сочинений, касающихся вопросов нравственности и дисциплины, а под его именем сохранились многочисленные неаутентичные сочинения. К. всегда принадлежал к числу наиболее ценимых и читаемых христианских писателей. Его произведения оказали большое влияние на позднейших авторов, равно как и на формулирование различных проблем догматической теологии.
М.В. Белкин, О. Плахотская. Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань», 1998