- Валерий Флакк
-
Валерий Флакк, Гай; Valerius Flaccus, Gaius, I в. н. э., римский поэт. Произведение В.Ф., мифологическая эпопея Аргонавтика (Argonautica) в 8 книгах, созданная между 70 и 95 гг. н. э. и посвященная императору Веспасиану. Последняя книга обрывается на половине, в других присутствуют пробелы. Трудно установить, то ли смерть не позволила поэту закончить произведение, то ли поэма сохранилась не полностью.. В.Ф., как до него Варрон Атацинский, повторил сюжет эпоса Аполлония Родосского. Его вдохновили на это войны императора Веспасиана и прежде всего завоевание Британии, которое — как некогда поход аргонавтов — открывало новые морские пути. Книга I описывает приготовления к путешествию, кн. II–V рассказывают о богатом приключениями плавании до Колхиды (перечисляя почти все известные из более ранних авторов события), в кн. VI Юнона и Венера разжигают в сердце Медеи любовь к Ясону, истории которой посвящена кн. VII, наконец, в кн. VIII, мы читаем о добыче Золотого Руна и бегстве аргонавтов. Эпопея прерывается на драматичной сцене, когда в устье Дуная беглецов настигает погоня во главе с братом Медеи, который в угрожающем тоне требует от Ясона выдачи колдуньи. По отношению к своему образцу, Аргонавтикам Аполлония Родосского, В.Ф. выказал большую самостоятельность, здесь даже можно говорить о творческом подходе к теме. Он ввел сцены, неизвестные греческим поэтам, такие как война Эета с братом Персом, или рассказ о смерти родителей Ясона. Он расширил фабулу, например, вставляя легенду о правлении женщин на острове Лемнос или историю Гиласа. Зато в других местах он произвел значительные сокращения. Поэма В.Ф. не так перенасыщена географическими сведениями, как произведение ученого александрийского поэта Аполлония. В композиции прослеживается влияние Вергилия, у которого В.Ф. заимствовал морализаторскую тенденцию. В отличие от своих образцов, В.Ф. отказался от композиционной цельности и последовательности действия в пользу усиления психологических мотивов. На его эпопею непосредственное влияние оказала современная ему риторика: герои получают советы и произносят длинные речи. Язык изысканный, порой нарочито неясный, а затем вновь красочный, как у других современных поэтов (Лукан, Сенека). В стихосложении видно влияние Овидия. В.Ф. получил признание Квинтиллиана, который выражал сожаления по поводу его преждевременной смерти, но кроме этого он не возбудил большого к себе интереса. Некоторые реминисценции поэмы В.Ф. мы находим у Стация.
М.В. Белкин, О. Плахотская. Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань», 1998