- Ахиллес Татий
-
Ахиллес Татий, Achilles Tatius, из Александрии, II в. н. э., греческий романист. Автор романа Повесть о Левкиппе и Клейтофонте (Ta kata Leukippen kai Kleitophonta) в 8 книгах. Обычные приключения разлученной пары влюбленных А. Т. постарался представить необычным образом, делая акцент на психологии любви, сенсационности приключений и рациональном объяснении чудесных происшествий. Стремление к уходу от схематичности явственно чувствуется в начале романа. Автор рассказывает, как после опасного путешествия по морю он прибыл в Сидон, и увидел там картину, на которой было изображено похищение Европы, которую он описывает долго и тщательно, в соответствии с модой, господствовавшей в это время в риторике. Эрос, ведущий превращенного в быка Зевса, подсказывает ему тему разговора со встреченным молодым человеком. Это и есть Клейтофонт, который в обстановке, напоминающей платоновского Федра, под сенью платанов над потоком, рассказывает автору о могуществе Эроса, которое ему довелось познать среди необыкновенных приключений. Не желая брать в жены предназначенную ему отцом единокровную сестру, он бежал на корабле вместе со своей возлюбленной Левкиппой. Буря разбила судно, и герои попали в руки египетских разбойников. Далее следует ряд приключений, представленных наиболее драматическим образом. Клейрофонт должен трижды переживать смерть своей милой, а один раз становится и ее очевидцем, не подозревая, что эта смерть была разыграна при помощи простых театральных реквизитов. Непоколебимая верность любовников вознаграждается по заслугам в конце романа, но вопреки греческой традиции Клейрофонт должен перед этим подчиниться воле богатой дамы, страсть которой в значительной степени направляет действие второй части произведения. Но несмотря на это, благодаря удачно сформулированной клятве, одерживается победа. Роман заканчивается счастливым соединением любовников в храме Артемиды. Повествование часто прерывается различными отступлениями: речами, историями, описаниями, письмами и псевдоестественнонаучными экскурсами. Действие разворачивается достаточно ровно, а персонажи второго плана тесно связаны с главным стержнем. Роман А.Т. пользовался популярностью в византийскую эпоху, и хотя свобода нравов его героев вызывала возмущение, он даже нашел подражателей в эту эпоху.
М.В. Белкин, О. Плахотская. Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань», 1998