- ШКИВ
-
деталь машины-орудия, двигателя, электромотора, трансмиссии и пр. - колесо с широким ободом (1), спицами (2), ступицей (4), имеющей отверстие для вала (3) и канавку для шпонки, закрепляющей шкив на валу. Ш. передает или принимает при помощи ремня, каната, тросса, стальной ленты и пр. вращение с одного вала на другой. Ш. бывают рабочие, когда они наглухо закреплены на валу, и холостые, когда они могут свободно вращаться на валу. На валах трансмиссии диаметр Ш. подбирается в зависимости от диаметра Ш. двигателя и необходимого машине числа оборотов. Изготовляются Ш. из дерева, чугуна, железа, стали и легких сплавов. Ш. могут быть разъемные и цельные. Если диаметры Ш., передающих и воспринимающих усилие, одинаковы, то вращение валов, на к-рые они насажены, будет происходить с одной и той же скоростью. Ремень переводится на холостой Ш. при остановке станка на короткий промежуток времени. В с. х-ве Ш. применяются для передачи вращения как отдельным машинам от двигателя (напр. молотилке от трактора или локомобиля), так и для передачи вращения отдельным рабочим органам машины, напр. в сложной молотилке от главного Ш. молотильного барабана к вентилятору, зерноочистительному устройству и пр.
Сельскохозяйственный словарь-справочник. — Москва - Ленинград : Государстенное издательство колхозной и совхозной литературы «Сельхозгиз». Главный редактор: А. И. Гайстер. 1934.