- КОРОБКА СКОРОСТЕЙ
-
механизм, с помощью к-рого меняется поступательная скорость трактора и автомобиля и достигается обратный ход. К. с. у тракторов СТЗ и ХТЗ состоит из чугунного литого корпуса, в к-ром помещается ведущий, или первый, вал, соединенный через муфту сцепления с коленчатым валом двигателя, ведомый, или нижний, вал, соединенный с передачей к ведущим колесам трактора, и стальные цилиндрические шестерни разного диаметра, насаженные на обоих валах. Шестерни ведущего вала вращаются вместе с ним, но могут передвигаться и вдоль вала по шлицам посредством рычага переключения скоростей и входить в зацепление каждая с определенной шестерней ведомого (нижнего) вала (эти шестерни не передвигаются). В зависимости от того, какая пара шестерен (ведущая и ведомая) находится в зацеплении, получается та или иная поступательная скорость трактора или обратный ход.
Сцепление шестерен коробки скоростей тракторов СТЗ и ХТЗ:
1-нижний валик коробки скоростей; 2-средний валик; 3- валик заднего хода.
Положение, при к-ром ни одной пары шестерен в зацеплении нет, называется "нейтральным", и трактор не будет двигаться, хотя двигатель работает. Шестерни К. с. смазываются вискозином из масляной ванны на дне коробки.
Сельскохозяйственный словарь-справочник. — Москва - Ленинград : Государстенное издательство колхозной и совхозной литературы «Сельхозгиз». Главный редактор: А. И. Гайстер. 1934.