- КОМБАЙН
-
сложная уборочная машина, производящая одновременно срезание хлеба, его обмолот и очистку зерна. К. состоит из трех основных частей: хедера, молотилки и мотора. Изготовляются К. у нас на трех заводах: в Ростове ("Сталинец № 1"), в Запорожье ("Коммунар") и в Саратове ("Саркомбайн"). Первый имеет ширину захвата 6,1 м, на нем установлен мотор трактора СТЗ-ХТЗ. Два последних имеют ширину захвата 4,6 м, на них устанавливаются моторы Форд-Нати производства ГАЗ. Все три К. построены по типу американского К. Холт-Катерпиллар, два последних почти совпадают во всех своих деталях. На рисунке приведен К. "Коммунар". Планки мотовила (1) подводят хлеб к режущему аппарату (2), к-рый состоит из бруса, прикрепленных к нему пальцев и косы с насеченными сегментами. У "Коммунара" и "Саркомбайна" пальцы Отлиты по три в одну секцию, расстояние между пальцами- 50,8 мм. У "Сталинца № 1" секция имеет по два пальца, расстояние же между пальцами-76,2 мм. Расстояние между сегментами косы и ход ножа-101,6 мм. Срезанный хлеб планками укладывается на бесконечный полотняный транспортер (3), передающий его в приемную камеру (4), которая расположена выше платформы (5) хедера. Над наклонной частью транспортера помещается малый транспортер (6), помогающий первому поднимать хлеб в приемную камеру. Положение мотовила относительно режущего аппарата можно изменять в горизонтальном и вертикальном направлениях. Для предупреждения возможности сбрасывания ветром хлеба с платформы к ней сзади прикреплен метровой щит (7), у "Коммунара" этот щит сделан из дерева, у остальных комбайнов-из листового железа. Вращением штурвала (8) можно поднимать или опускать через посредство рейки (9) и угольника подъема (10) переднюю часть хедера, осуществляя требуемую высоту резания. Хедер при этом поворачивается относительно оси своей главной балки, помещенной сзади. Для облегчения подъема хедер уравновешивается балансирными штангами (11) и грузами. У "Коммунара" штанги сделаны из дерева, грузы помещались в деревянный ящик (12). В 1934 г. ящик заменен чугунными грузами, надеваемыми непосредственно на штанги. У остальных комбайнов штанги-железные, а грузы-чугунные, надеваемые на штанги. Минимальная высота резания-70 мм (наклон платформы 15°), максимальная-900 мм (наклон в обратную сторону 4,5°).
В приемной камере помещен цепочно-планчатый транспортер (самоподаватель (13), подводящий хлеб к штифтовому барабану (14). Приемный битер (15), окружная скорость шипов которого больше линейной скорости планок самоподавателя, с силой и равномерно бросает подведенный хлеб на штифты в барабан. Дека (16) барабана имеет три секции, в нормальных условиях работы средняя секция ставится глухой.
Обмолоченная масса попадает на транспортер вороха (17). Первый (18) и второй (19) битеры, вращаясь в ту же сторону, что и барабан, протряхивают солому и помогают транспортеру ее переносить кверху. Фартуки (20) из тонкой жести отражают вылетающее из-под барабана зерно и разравнивают слой соломы. Зерно, полова и необмолоченные колоски с транспортера попадают на стрясную доску (21), а оттуда на решето грохота (22), где под действием стряхивания и дутья от вентилятора (22а) подвергается первой очистке. По скатной доске (23) зерно попадает в шнек (24), откуда элеватором (25) доставляется к распределительному шнеку второй очистки. После второй очистки, состоящей из двухрешетного стана (26) и вентилятора (27), зерно через шнек (28) и элеватор (29) попадает в бункер (30).
Емкость бункера "Коммунара" и "Саркомбайна" - 1,8 куб. м, "Сталинца № 1"-2, 018 куб. м.
Необмолоченные колоски и крупные примеси с решета грохота через гребенку (31) и по скатной доске (32) попадают в колосовой шнек (33), откуда колосовым элеватором (34) и рукавом (35) доставляются в приемную камеру для вторичного обмолота.
Рис. 1. Общий вид комбайна "Коммунар".
(Объяснение деталей рис. 1 и 2 см. след. страницу.)
Рис. 2. Разрез молотилки комбайна "Коммунар".
Солома с транспортера вороха подхватывается двумя пиккерами (36) и передается ими на три битера (37), протряхивающие ее. Последний битер (38), вращаясь в сторону, обратную вращению первых трех, отклоняет поток соломы на соломотранспортер (39), где она, окончательно очищенная с помощью вентилятора (40) от зерна, выносится из молотилки в соломособиратель (41). У "Сталинца № 1" вместо двух битеров, стоящих в комбайнах "Коммунар" и "Саркомбайн" после пиккеров, имеется добавочный соломотранспортер (42).
Рис. 3. Прохождение хлебной массы через молотилку комбайна "Сталинец". 1-планки мотовила; 2-режущий аппарат; 3-полотняный транспортер; 4-приемная камера; 5-платформа хедера; 6-малый транспортер; 7-ветровой щит; 8-штурвал; 9-зубчатая рейка; 10-угольник подъема; 11-балансирные штанги; 12-деревянный ящик для груза; 7 3-транспортер (самоподаватель); 14-штифтовый барабан; 15- приемный битер; 16-дека барабана; 17-транспортер вороха; 18 и 19-битеры; 20- жестяные фартуки; 27-стрясная доска; 22-решота грохота; 22а-вентилятор; 23- скатная доска; 24-шнек; 25-элеватор; 26-двухрешетный стан; 27-вентилятор; 28-шнек; 29-элеватор; 30-бункер; 31-гребенка; 32-скатная доска; 33-колосовой шнек; 34-колосовой элеватор; 35-рукав; 36-пиккеры; 37 и 38-битеры; 39-соломотранспортер; 40-вентилятор; 41-соломособиратель; 42-добавочный соломотранспортер.
К. дает возможность убрать хлеб в самые быстрые сроки, с наименьшей затратой труда и минимальными потерями.
Состояние парка К. таково: Число комбайнов (в тыс. шт.).
1930
1931
1932
1933
В МТС
7
0,1
2,2
11,5
В совхозах (Наркомсовхозов)
1,7
6,3
11,9
13,5
В 1934 г. на социалистических полях работает 35 000 К. К 1937 г. согласно директиве XVII съезда ВКП(б) их должно быть у нас 100 000. В совхозах К. уже стал главной уборочной машиной. Но для нормальной работы К. убираемый хлеб не должен быть сильно засорен, влажность зерна не должна превышать 16%, поле не должно иметь гребней, борозд и крупных комков, убираемый хлеб по достижении полной зрелости не должен сильно осыпаться.
Для уборки хлеба с повышенной влажностью или сильно засоренного применяется способ раздельного комбайнирования в отличие от способа прямого комбайнирования, описанного выше. Заключается он в том, что хлеб срезается и укладывается виндроуэром, представляющим собой соединение обычного хедера со специальным ходовым приспособлением. После того как хлеб просох, молотилка К. соединяется с подборщиком, подбирающим хлеб и доставляющим его в приемную камеру.
В целях борьбы с потерями под транспортер вороха нужно установить зерноуловитель. Завод Ростсельмаш снабжает свои К. очень простым полотняным зерноуловителем, который подвешивается четырьмя кольцами к низу молотилки. Его можно легко изготовить в х-ве.
Заводы кроме того дают каждому К. полотно для набивки на планки мотовила при уборке низкорослого хлеба и приспособления для понижения хедера. При минимальном срезе без понижающего приспособления платформа имеет очень большой наклон (15°), отчего колоски при уборке низкорослого хлеба падают с платформы на землю. Понижающее приспособление не только понижает платформу, но в уменьшает наклон ее с 15° до 8-9°.
К.-сложная машина, требующая умелой регулировки. Поэтому решающее значение имеет подготовленность и проверенность комбайнера, штурвального, умение их обеспечить К. квалифицированный уход. НКЗ СССР и Наркомсовхозов изданы правила технического ухода за К., в к-рых указывается порядок ухода, регулировок , и смазки.
Ниже приводим таблицы среднего тягового сопротивления наших К. и среднего тягового усилия наших тракторов.
I. Тяговое сопротивление комбайнов
Марка
Тяговое сопротивление в кг
"Сталинец № 1"
1 000
"Коммунар" и "Саркомбайн"
700
II. Тяговсе усилие тракторов
Марка
Для первой скорости
Для второй скорости
Скорость движ. в км/час
Тяговое усилие в кг
Скорость движ. в км/час
Тяговое усилие в кг
СТЗ-ХТЗ
3,6
1 200
4,8
950
ЧТЗ
3,1
4 450
4,16
3 100
Из таблицы видно, что К. "Сталинец № 1" с трактором СТЗ-ХТЗ на второй скорости работать не может. "Сталинец № 1" работает либо с более мощными, чем СТЗ-ХТЗ, тракторами (Интер 22/36, Оливер), либо в двойной сцепке с трактором ЧТЗ.
В конце 1934 г. Ростсельмаш стал выпускать (серийно) К. новой марки "Сталинец № 2". Этот К. имеет такую же ширину захвата, как и "Сталинец № 1", но благодаря меньшему весу и расположению бункера, в отличие от "Сталинца № 1", над ходовыми колесами, требует меньшего тягового усилия и может работать с трактором СТЗ-ХТЗ на второй скорости. Для нового К. использованы хедер, рама с колесами, барабан и целый ряд механизмов и деталей от "Сталинца № 1". "Сталинец № 2" отличается от "Сталинца № 1" следующим: место подвешивания хедера для регулирования высоты среза расположено не впереди хоботка, а позади. Хоботок удлинен, в связи с чем удалены полотна. Приемный битер - половинчато-двухлопастный. Вторая и третья секции деки-решетчатые, соломотряс-платформенного типа с ворошителями, бункер-саморазгружающийся. К. имеет только одну очистку, один вентилятор и меньше цепей и мест смазки, чем "Сталинец № 1".
Для подсчета производительности К. можно пользоваться следующей формулой:
W = (k·a·v·t)/10, где
W - производительность в га, k - коэффициент использования рабочего времени, а-Фактическая ширина захвата, v-фактическая скорость движения трактора в км/час, t-время работы в часах.
Для определения пунктов разгрузки можно пользоваться следующей формулой:
S = (b·10 000)/
а·сS
-путь в метрах, который пройдет комбайн до наполнения бункера; b- емкость бункера в центнерах, а-фактическая ширина захвата, с-урожайность в центнерах с га.
Сельскохозяйственный словарь-справочник. — Москва - Ленинград : Государстенное издательство колхозной и совхозной литературы «Сельхозгиз». Главный редактор: А. И. Гайстер. 1934.