нафс
1Нафс — (араб. النفس)  в исламе, животная (страстная) душа человека (а также джинна). Она всегда следует за прихотями тела, повелевает человеку только исполнение плохих деяний. Она также является домом и источником всего отрицательного, где… …
2Нафс — Сущность человека, его Я . Так называют также страсти, все отрицательные черты души присущие людям и джиннам. Нафс является источником всех желаний человека, которые противоречат положениям Шариата. В аятах Корана всем, кто преодолевает свой нафс …
3нафс — [نفس] 1. кит. ҷон, рӯҳ; табиати инсон 2. маҷ. хоҳиши табии инсон ва ҳар ҷондор ба чизҳои хӯрданӣ ва лаззатбахш; нафси бад // нафси аммора хоҳишу тақозои аз ҳад зиёди табиати инсон ба лаззатпарастӣ ва дигар корҳои ношоиста, баднафсӣ; нафси бад –… …
4нафсӣ — [نفسي] ниг. нафсонӣ …
5ДУША — (греч. psyhe, лат. anima) одно из центральных понятий европейской философии, в связи с разработкой которого вся иерархия бытия, жизни и мысли постепенно осваивается как в своих самых низких, так и самых высоких пластах и по отношению к которому… …
6ДУША В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ — выражается термином «нафс». В классический период выделяются две линии трактовки души: одна сближает ее с понятием «зат» (самость, см. Сущность), с дальнейшим отождествлением самости с «я» (’ана) и «явленностью» (з̣ухур), с чем связано понимание… …
7нафсонӣ — [نفساني] 1. мансуб ба нафс; рӯҳӣ 2. хоҳиши нафс, талаби зиёди нафс …
8Ибн Мискавейх — Ибн Мискавейх, Абу Али Ахмед ибн Мухаммед (араб. ابن مسكوويه, также Ибн Йакуб Мискавайх) (около 932/936 1030) историк, поэт и философ, живший на территории современных Ирана и Ирака. Ибн Мискавейха нередко именуют «Третьим Учителем» в истории… …
9Ниматуллахи — Эмблема братства Ниматуллахи Ниматуллахи  суфийский тарикат, основанный Шахом Ниматуллой Вали в XIV веке. Духовная методика братства Ниматуллахи основывается на взывании и вспоминании Господа (зикр), размышлении (фекр), самоанализе… …
10Инсан ал-камил — в суфизме идеал совершенного человека, победившего в себе нафс и достигшего состояния хакика. Данная категория разрабатывалась арабским философом Ибн Араби. В отличие от новоевропейских представлений, инсан ал камил не является венцом эволюции,… …