Мерло-Понти

  • 81ДЮФРЕНН —         (Dufrenne) Мишель (р. 1910) франц. философ, эстетик, культуролог, представитель феноменологии. На мировоззрение раннего Д. наиболее сильное влияние оказали Гуссерль, Хайдеггер и Мерло Понти, а также априоризм Канта. В дальнейшем испытал… …

    Энциклопедия культурологии

  • 82ЗЕРКАЛО —         1) инструмент визуальной магии; 2) мифологема отражения и альтернации реального; 3) позиция и образ проективного видения, универсалия культуры. Архаич. семантика 3. синкретизирует свойства органики и качества артефакта: см. мифологию… …

    Энциклопедия культурологии

  • 83ЛЕВИНАС —         (Levinas) Эмманюэль (1905 1995) франц. философ и культуролог, моралист, сформулировал в новом виде всеобщую нравств. максиму, или императив, обогатив ее новым смысловым содержанием, отвечающим вызовам современности. На протяжении полувека …

    Энциклопедия культурологии

  • 84МОСС —         (Mauss) Марсель (1872 1950) франц. социолог, этнолог и социальный антрополог, последователь Дюркгейма.         Приверженец социологии Дюркгейма в целом, М. в неявной форме пересмотрел нек рые ее важные положения. Он по существу отказался… …

    Энциклопедия культурологии

  • 85НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО —         течение в философии к. 19 20 в., для к рого характерно стремление к созданию целостного монистич. мировоззрения на основе обновленной интерпретации философии Гегеля, гл. обр. его диалектич. метода и учения о духе. Н. получило… …

    Энциклопедия культурологии

  • 86СЕМИОТИКА —         (семиология) (от греч. знак)         наука о знаках и знаковых системах, знаковом (использующем знаки) поведении и знаковой лингвистич. и нелингвистич. коммуникации.         Совр. С. получила исходные импульсы в трудах амер. философа Ч.… …

    Энциклопедия культурологии

  • 87ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ —         направление в философии культуры, возникшее на рубеже 19 20 вв. в работах Гуссерля и развитое в дальнейшем его учениками и последователями. Первоначально рассматривалась не столько как культурологич., сколько общефилос. дисциплина,… …

    Энциклопедия культурологии

  • 88КИНО — искусство, не просто специфическое для ХХ в., но в определенном смысле создавшее сам образ ХХ в. Поэтому естественно, что К. разделяет с ХХ в. самую острую его онтологическую и эстетическую проблему: проблему разграничения текста и реальности (см …

    Энциклопедия культурологии

  • 89Телесность — «Понятие, возникшее в процессе поиска такого описания реальности, который был бы свободен от антропоморфирующих кодов. Обращение к проблематике Т. связано с введением в аппарат философствования феноменов, на протяжении столетий подвергавшихся… …

    Энциклопедия культурологии

  • 90Экзистенциализм в эстетике — (от лат. existentia существование) Эстетическое течение, являющееся органической частью экзистенциальной философии. Как самостоятельное философско эстетическое направление Э. возник в Германии после Первой мировой войны, в кризисный период… …

    Энциклопедия культурологии