Прижизненное издание.
Санкт-Петербург, 1903 год. Типография Товарищества "Общественная польза".
Издание с 55 портретами русских писателей в тексте.
Владельческий переплет. Кожаный корешок с золотым тиснением.
Сохранность хорошая.
Александр Михайлович Скабичевский (1838-1910) окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Начал писать еще студентом, преподавал русский язык и словесность в Смольном институте и гимназиях. С 1868 г. он стал сотрудником «Отечественных записок», издававшихся Некрасовым и Салтыковым-Щедриным, принимал участие в их редактировании. Публиковал литературные фельетоны в разных периодических изданиях. В 1890 г. вышло собрание сочинений А. М. Скабичевского, включившее его историко-литературные статьи. «История новейшей русской литературы» выдержала до 1917 г. семь изданий. А. М. Скабичевскому также принадлежат «Очерки по истории русской цензуры» (Спб., 1892).
Как историк литературы А. М. Скабичевский, готовя «Историю новейшей русской литературы», не ставил задачу написать сухой академичный труд. Ценность его книги в другом - это лучшая для своего времени обобщающая работа, посвященная характеристике русской литературы XIX в. Этот историко-литературный обзор занимает центральное место в творческом наследии Скабичевского. Книга состоит из целого ряда очерков, посвященных наиболее заметным фигурам русской литературы. Для него, как для литературного критика, характерен нравственный ригоризм, проявившийся в «Истории», который был присущ также Белинскому и Добролюбову. Наиболее интересными у А. Скабичевского, по всеобщему признанию, оказались биографии писателей 1860-х гг. Эта книга важна тем, что Скабичевский сам находился на протяжении многих лет в центре литературной жизни своего времени, т.е. второй половины XIX в. А. М. Скабичевский, без сомнения, оказывал определенное влияние на умы современников. «История» была написана им по инициативе знаменитого издателя Ф. Ф. Павленкова.
В труде А. Скабичевского охарактеризованы представители всех литературных жанров, в том числе драмы, комедии и поэзии. В книге представлена не только, по определению Скабичевского, «история изящной литературы». Здесь также большое внимание уделено истории критики, поскольку «умственное движение» XIX века весьма ярко выразилось именно в критике. Отсчет новейшего периода в истории русской литературы автор начинает со времен Н. В. Гоголя, поскольку именно он находился у истоков принципиально новой эпохи в русской литературе. В то же время, А. Скабичевский не склонен преувеличивать степень новизны гоголевского натурализма, с появлением которого ранее было принято связывать начало новой литературной эры. В целом, как хорошо видно по общему содержанию «Истории», Скабичевского интересовало не литературоведение в чистом виде. В своей книге он прослеживает развитие литературы в связи с историей философии и историей идей. В значительной мере у него показана не столько история литературы, сколько история русской общественной мысли середины-второй половины XIX в.
А. Скабичевский достаточно прямолинейно характеризует некоторые «темные» времена в истории отечественной литературы. Например, в ответ на поднявшуюся в Европе после 1848 г. революционную волну, по его словам, «мрачная реакция беспросветной ночью воцарилась над всей Россией» в последние годы царствования Николая I. Не везде автор соблюдает беспристрастный тон: особенно близки ему были писатели либерально-народнического направления, к которым он относил и самого себя. Скабичевский не столько разбирает чисто литературные стороны произведений, сколько оценивает их общественное значение. Как «скромно» вспоминал сам Скабичевский, «единственный мало- мальский серьезный труд, какой я совершил в течение второй половины своего литераторства, была “История новейшей русской литературы”».
Не подлежит вывозу за пределы Российской Федерации.