ШЕЛЬСКИ

ШЕЛЬСКИ
Шельски (Schelsky) Хельмут (14.10.1912, Хемниц-24.02. 1984, Мюнстер) - нем. (ФРГ) социолог, представитель антропологического направления в социологии. Ученик Гелена. Преподавал социологию в Гамбурге (с 1948), в Вестфальском университете (с 1960), одновременно руководил Центром социальных исследований в Дортмунде. В 1966-1968 гг. спланировал и организовал университет в Билефельде и преподавал там с 1968 г. В 1973 г. перевел руководимую им кафедру социологии права в Мюнстер.
Шельски эволюционировал от традиций немецкого идеализма (националистическое неофихтеанство) через политическую философию английского эмпиризма и американского прагматизма к биологически фундированной философской антропологии и антропологической социологии культуры и социальных институтов, а в политическом отношении - от умеренного либерализма (в послевоенные годы) к неоконсерватизму, одним из главных представителей которого в ФРГ был он.
Преимущественная область исследований Шельски - социальные институты. Они возникают для удовлетворения потребностей - сначала "базовых", "витальных", а на основе их удовлетворения - производных, культурных (тут явно влияние Малиновского). Институты все более высоких ступеней не только освобождают людей от актуальных забот по удовлетворению потребностей, но и от актуального сознания потребности, удовлетворение которой становится само собой разумеющимся, фоном возникновения новых потребностей. Одновременно институты взаимно разгружают друг друга от исполнения каждым всех наличных потребностей. Одна из важнейших черт современной эпохи - надстраивание над идеологиями и программами институтов "дополнительного верхнего слоя критически-аналитических потребностей сознания", исполнение которых требует - постоянно мерять "тривиальную стабильность" института меркой собственно институционального нормативного идеала ("призыв наверх"). Критически-рефлектирующее отношение к институту самим же институтом и порождается, и вводится в институциональные рамки (стереотипизация индивидуальных проявлений, "институционализация постоянной рефлексии").
Баланс между притязаниями субъективности и стабильностью институтов нарушает, по Шельски, "элита рефлексии", "интеллектуалы", выступающие как новый господствующий класс и новый клир. Они выполняют необходимую антропологическую функцию, давая людям смысложизненные ориентации, но не удовлетворяются деятельностью служения, а претендуют на господство. При этом подрывается и стабильность институтов (т. к. преувеличивается степень институциональной зависимости людей) и субъективная свобода (т. к. вместо индивидуального самоопределения люди понуждаются к слепой вере пророкам нового, "революционного" спасения). Единственный политический механизм, способный подлинно опосредовать субъективную свободу и институциональное принуждение, вызванное объективной необходимостью,- это право. Критика "интеллектуалов" тесно связана у позднего Шельски с критикой социологии, видящей в индивиде не самоопределяющегося субъекта, а момент социального целого, которое только и является единственной вменяемой инстанцией опеки, вины и ответственности.
С годами Шельски отходит от профессиональной социологии, обращаясь к широким интердисциплинарным исследованиям, политической публицистике и т. д. Одновременно переосмысливает структуру и обоснование социологии. В конце 50-х гг. Шельски писал о том, что над эмпирическими исследованиями надстраивается общая социологическая теория, обобщающая их в аналитической системе категорий, а над ней - "трансцендентальная теория", "критическая теория социального", осмысляющая условия социологического мышления в связи с условиями социальной действительности как таковой. В конце 70-х гг. Шельски считает необходимым трансцендировать не только социологию, но и научное познание вообще в сторону "поведения и существования, самого человека", куда включается и критическая рефлексия субъекта, и его совесть, и деятельность по созданию и поддержанию институтов, и добросовестная работа. Шельски создал одну из крупнейших социологичексих школ в ФРГ. Среди его учеников - ряд весьма влиятельных ныне социологов.
Соч.: 1) Ortbestimmung der deutschen Sozio-logie. Koln, 1959. 2) Auf der Suche nach Wirklich-keit. Dusseldorf-Koln, 1965. 3) Die Arbeit tun die anderen. Opiaden, 1975.

Энциклопедия социологии, 2009

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ШЕЛЬСКИ" в других словарях:

  • ШЕЛЬСКИ —     ШЕЛЬСКИ (Schelsky) Хельмут (14 октября 1912, Хемниц 24 февраля 1984, Мюнстер) немецкий социолог, представитель антропологического направления в социологии Уче никА Гелена Преподавал социологию в Гамбурге (с 1948), в Вестфальском университете… …   Философская энциклопедия

  • ШЕЛЬСКИ (ШЕЛЬСКИЙ) (SCHELSKY) Хельмут — (1912 1984) нем. социолог, представитель антропология, ориентации в социологии. Научн. эволюция Ш. ознаменована переходом от традиций нем. идеализма через политич. философию англ. эмпиризма и амер. прагматизм к биологически фундированной филос.… …   Российская социологическая энциклопедия

  • ШЕЛЬСКИЙ или Шельски Хельмут — (1912 1984) немецкий социолог, представитель биологически фундированной антропологической ориентации в философии и социологии, исследователь социологии культуры и общественных институтов. Ш. спланировал и организовал в Билефельде университет с… …   Социология: Энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ, культурсоциология — в первом значении (С.К.) подразумевается специальная социологическая теория (отрасль социологического знания), во втором (К. С.) специфическая парадигмальная область социологического знания. В обоих случаях речь идет об исследовании культуры, ее… …   Социология: Энциклопедия

  • ШЕЛЕР —         (Scheler) Макс (1874 1928) нем. философ и социолог, основоположник филос. антропологии и антропол. ориентации в социологии, феноменологич. эмотивистской аксиологии и социологии знания как самостоят, дисциплины. Учился в ун тах Йены,… …   Энциклопедия культурологии

  • ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА — проблема, выраженная в известной максиме «Цель оправдывает средства» и связанная с ценностным аспектом отношения Ц. и С. и, соответственно, с выбором и оценкой средств в целесообразной деятельности. Относительно решения этой проблемы в популярной …   Философская энциклопедия

  • ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ — область философско методологических и социально философских исследований феномена техники в современном мире. Термин Ф.т. был введен Э. Каппом, который выпустил в 1877 в Германии кн. Основания философии техники . К родоначальникам Ф.т. относят… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • БИНАРИЗМ — понятие, актуализированное в контексте постмодернистской критики классического типа рациональности и фиксирующее фундированность западной ментальности дуальными семантико структурными (и соответственно семантико аксиологическими) оппозициями:… …   История Философии: Энциклопедия

  • ГЕЛЕН — (Gehlen) Арнольд (1904 1976) немецкий философ и социолог, один из классиков философской антропологии. В 1925 1926 слушал лекции Шелера и Н.Гартмана в Кёльне. В 1927 защитил под руководством Х.Дриша докторскую диссертацию. С 1930 ассистент… …   История Философии: Энциклопедия

  • ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — 1) специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека. В качестве таковой активно конституируется на протяжении последней четверти 20 в. через абсорбирование собственной тематики из общего философского дискурса (в котором она …   История Философии: Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»