Стрибожь

Стрибожь
Стрибожь, -а, -е — притяж. прилаг. от имени Стрибог (1):

Се вѣтри, Стрибожи внуци, вѣютъ съ моря стрѣлами на храбрыя плъкы Игоревы! 12.

Ср. Стрибогъ — языческий бог.

980: И нача княжити Володимеръ въ Киевѣ единъ, и постави кумиры на холму внѣ двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а усъ златъ, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога и Симарьгла, и Мокошь. Пов. врем. лет, 56 (1377 г. ← нач. XII в.). А друзии вѣрують въ Стрибога, Дажбога и Переплута, иже вѣртяче ся ему пиють в розѣхъ. Сб. Соф. XIV—XV вв., 12 об. Еще и иныя идолы мнози бяху по имени, Утъляд или Осляд, Корша или Хорсъ, Дашуба или Дажб[ог]ъ, Стриба или Стрибог, Симаргля или Семурглъ, и Макош или Мокошъ. Сл. и поуч. против языч., 300 (XVII в.).

Ср. Е. В. Аничков (Язычество и древняя Русь. СПб., 1914, с. 339—340): „...одно несомненно: автор Слова держался эвгемерического взгляда на языческих богов, а стало быть, ему совершенно чужды были толкования их как бесов или как обоготворения природы. Между тем широко распространены определения: Стрибог — бог ветра, Стрибожи внуци — ветры, Хорс — бог солнца, и именно на основании того контекста, в каком они названы в Слове. Никаких других, почерпаемых из еще какого-нибудь памятника данных для этого вовсе нет. ... Олицетворяется ветер. Он как живой. Но никаких мифологических представлений не вызывал его образ. Естественно и логично видеть в этих словах: Стрибожи вънуци только одно — обращение к кому-то, кто происходит от Стрибога, потому что вспомнился древний культ Стрибога в его отношении к данной местности или к данному племени. ... Нет, Стрибога на основании этого контекста отнюдь никоим образом нельзя возводить в боги ветров“. Вяч. Вс. Иванов, В. Н. Топоров (Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965, с. 23—24): „Относительно связи Стрибога с Дажьбогом и их противопоставления известно немногое. Тем не менее там, где упоминается имя Стрибога в перечислениях богов, оно находится в соседстве с именем Дажьбога... Кроме того, эти два имени бога соотнесены друг с другом как сложные слова с одинаковым вторым компонентом (-богъ) и с первыми компонентами, которые (во всяком случае, в позднейшей народной этимологии) могли осмысляться как грамматически одинаковые (императивы стри, дажь) и семантически связанные как разные наименования акта распределения благ. В смысле грамматического параллелизма соотношение этих двух восточнославянских имен напоминает соотношение Бел(о)бога и Чернобога у балтийских славян. Если доверять такой интерпретации текста «Слова о полку Игореве», при которой Стрибог связан с ветрами, то Стрибог объединяется с Дажьбогом, связанным с солнцем, как атмосферные боги, и более непосредственно с Перуном, если для этого последнего у восточных славян еще сохранялась функция бога грома и молнии“.
◊ Стрибожи — им. пад. мн. ч. м. р.

Словарь-справочник "Слова о полку Игореве": в 6 выпусках / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Ин-т рус. яз; — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1965—1984

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»