КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЕ СОБОРЫ

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЕ СОБОРЫ
церк. съезды епископов, происходившие в 4-15 вв. в столице Византии - Константинополе под председательством константинопольского патриарха. Из них К. с. 381, 553, 680, по признанию православной и католич. церквей, были вселенскими. Начало практики К. с. относится ко времени арианских распрей в 4 в. (К. с. в 360, на к-ром имп. Констанций провел "полуариан-скую" формулировку догматов). К. с. 381 имел целью укрепить централизацию церкви, повысить значение константинопольской иерархии и более четко сформулировать церк. вероучение православия. Соборы 382, 394 дополняли К. с. 381. К. с. 448, 450, 532, 533, 638, 646 (или 647), 680 обсуждали вопросы, касающиеся отношения православной церкви к монофизитам. В 692 в Трулльском дворце происходил т. н. "пято-шестой" собор, принявший ряд постановлений о внутр. устройстве церкви, легших в основу канонич. права. Иконоборч. политика была закреплена К. с. 754 и 815. В 843 новый К. с. закрепил окончат. победу иконопочитания. К. с. 861 и 867 касались борьбы за патриарший престол между Игнатием и Фотием, а также распри между папой Николаем I и Фотием, к-рый противился распространению папского влияния на Восток. К. с. 869-870, осуж-ший Фотия, рим. церковью признается вселенским, православной - нет (его решения были отменены К. с. 879-80). К. с. 1054 утвердил разделение христ. церкви на западную (католич.) и восточную (православную). К. с. 1057-58 был посвящен вопросу о воссоединении церквей. К. с. 1082 осудил филос. учение визант. философа Иоанна Итала. В 1274, 1277 К. с. собирались в защиту Лионской унии; К. с. 1285 проклял эту унию. Наиболее бурными были соборы, посвященные распре исихасов со сторонниками Варла-ама (1341, 1342, 1344, 1347, 1351, 1368). Перед падением Константинополя в 1452 К. с. торжественно отверг Флорентийскую унию, отражая ненависть населения города к итал. купечеству.

Источн.: Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio, éd. J. D. Mansi, t. 1-31, Firenze - Venezia, 1759-98, nouv. éd., t. 1 - 60, P., 1899-1927.

Лит.: Лебедев А. П., Вселенские соборы IV - VIII вв., ч. 1-2, СПБ, 1904; Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, Münch., 1959.

M. Я. Сюзюмов. Свердловск.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЕ СОБОРЫ" в других словарях:

  • КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЕ СОБОРЫ — КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЕ СОБОРЫ, ряд поместных церковных соборов и четыре общецерковных собора в 4 9 вв …   Энциклопедический словарь

  • Константинопольские соборы — (более замечательные): 1) собор 381 г., второй вселенский. Ко времени воцарения Феодосия Великого вся восточная церковь находилась в крайнем расстройстве, в которое приведена была распоряжениями отчасти имп. Юлиана, отчасти арианствовавших… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЕ СОБОРЫ — ряд поместных соборов и четыре общецерковных собора, три из которых, по общему признанию, были вселенскими (относительно четвертого существуют разногласия). I Константинопольский собор (II Вселенский, 381), признанный вселенским на Востоке в 451 …   Энциклопедия Кольера

  • КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЕ СОБОРЫ — см. Вселенские соборы …   Атеистический словарь

  • Константинопольские соборы — – из них более важные: 1) в 381 г. второй вселенский, созванный для решения вопроса об учении ариан о И. Христе, а также постановивший, что константинопольский епископ есть первый после римского; 2) 382 г. (продолжение 381 г.), давший точную …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Русская православная церковь — самая крупная из ныне существующих автокефальных поместных православных церквей. Образована в конце X в. (см. Крещение Руси). Возглавлялась митрополитами, подчинявшимися патриарху Константинопольскому; резиденция в Киеве, с 1299 во Владимире, с… …   Энциклопедический словарь

  • Константин IV — Погонат (т. е. Бородатый) старший сын Константа II, вместе с братьями остался в Константинополе, когда отец его отправился в Италию. Жители столицы, не желая перевода резиденции в Сиракузы, не исполнили требования Константа прислать к нему детей… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Македоний — епископ константинопольский (около 342 г.). Своей жестокостью он навлек на себя ненависть имп. Констанция. Строго арианские епископы Евдоксий и Акакий, воспользовавшись этим, низложили (360 г.) его с константинопольской кафедры, которую занял… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Македоний и македониане — см. Константинопольские соборы …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Сектантство — сектой называется организованное общество людей, разномыслящих с господствующей церковью, но согласных друг с другом в религиозном отношении. Между сектой и ересью та разница, что вторым словом обозначается не столько совокупность лиц, следующих… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»