АБСОЛЮТИЗМ это:

АБСОЛЮТИЗМ
(от лат. absolutus - независимый, неограниченный), абсолютная монархия, - форма феод. гос-ва, характерная для последнего периода существования феод. формации; в ряде стран в измененном виде А. как пережиток феодализма сохранился вплоть до 20 в. С формально-юридич. точки зрения А. характеризуется тем, что глава гос-ва (король, царь, император) рассматривается как единств. источник за-конодат. и исполнит. власти, причем последняя осуществляется зависимыми только от него чиновниками; глава гос-ва устанавливает налоги и бесконтрольно расходует собранные деньги. Абсолютная монархия - наиболее законченная форма политич. централизации в феод. гос-вах - создает мощный и разветвленный бю-рократич. аппарат и наиболее действенные (по сравнению с прежними формами гос-ва) средства принужде- ния в виде постоянной армии, полиции, суда, фискальной системы. Абсолютная монархия, как и всякая др. форма феод. гос-ва, есть орган подчинения и подавления трудящихся, прежде всего - крестьянства. Специфич. особенностью А. является то, что при А. аппарат принуждения (т. е, гос-во в собственном смысле слова) приобретает кажущуюся независимость от господств. класса дворянства, органом к-рого оно является. Условия, создающие такую возможность, появляются с развитием в недрах феод. об-ва элементов капиталистич. производств. отношений и возникновением буржуазии, еще недостаточно сильной, чтобы претендовать на захват власти, но экономически уже достаточно мощной, чтобы противопоставлять свои интересы интересам господств. класса феодалов. Именно в этот переходный период возникает абсолютная монархия. Несмотря на то, что А. и его исполнит. органы играли на противоречиях между дворянством и буржуазией, опираясь то на первое, то на вторую, он оставался формой диктатуры дворянства, к-рое в изменившихся ист. условиях разложения феодализма и резкого обострения клас. борьбы вынуждено было мириться в интересах сохранения собств. привилегий и своего положения господств. класса с необходимостью независимости (в нек-рых пределах) аппарата гос. власти.

Проблема А. привлекает большое внимание историков и государствоведов; однако бурж. историки и юристы сосредоточивают обычно осн. внимание на формально-юридич. признаках А.(мн. из них находят абсолютную монархию всюду, где имелась неогранич. монархич. власть - в Др. Египте, Др. Риме в период империи и т. д.). В соответствии с бурж. воззрениями на гос-во распространены представления о надклассовом характере абсолютной монархии, утверждения о том, что абсолютная монархия является по сущеотву гос-вом буржуазным, а не феодальным (в соответствии с бурж. концепциями феодализма как периода феод. раздробленности). Научное теоретич. рассмотрение абсолютная монархия впервые получила в работах и высказываниях К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина (см. лит. к статье). В сов. ист. науке проблема А. долгое время была одной ив дискуссионных. В 20-е гг. известное распространение имела концепция М. H. Покровского, к-рый считал абсолютную монархию формой господства торгового капитала. Современные сов. историки единодушно определяют классовую сущность абсолютной монархии (это - последняя форма феод. гос-ва), хотя в подходе к проблемам абсолютной монархии в работах сов. историков имеются расхождения (см. работы С. Д. Сказкина и Б. Ф. Порш-нева, указанные в лит. к статье). Абсолютная монархия до последнего времени изучалась почти исключительно на европ. материале. Однако эта форма гос-ва возникла в определенных ист. условиях и далеко за пределами Европы, хотя развитие А. в странах Европы и в странах Востока имеет свои особенности, равно как и его развитие в той или иной стране. Особенности абсолютной монархии в странах Востока еще недостаточно изучены в ист. науке.

Странами, где А. принял наиболее законченные "классические" формы, были: в Европе - Франция, в Азии - Япония. Во Франции появление нек-рых элементов А. относится уже ко времени Людовика XI (1461-83), расцвет - ко времени Ришельё и особенно Людовика XIV (1643-1715). Абсолютная монархия пришла здесь, как и в др. странах Европы, на смену сословной монархии; сословно-представительные учреждения (франц. Генеральные штаты, исп. кортесы) в эпоху А., как правило, перестают созываться.

Абсолютная монархия в начальный период своего существования играла исторически прогрессивную роль. Она покончила с сепаратизмом феод. знати, уничтожив остатки политич. раздробленности, содействовала сплочению больших терр., установив в них единообразное управление, способствовавшее экономич. единству страны и успешному развитию новых, капиталистич. отношений. Абсолютная монархия субсидировала развитие мануфактур, ввела систему покровительств. пошлин, проводила политику меркантилизма, вела торговые войны. Поэтому в этот период она поддерживалась буржуазией, нуждавшейся, кроме того, и в аппарате насилия в эпоху т. н. первоначального накопления капитала. Однако абсолютная монархия действовала на пользу буржуазии лишь постольку, поскольку это было в интересах господств. класса дворянства, получавшего от успешного экономич. развития страны, к-рое на том этапе могло быть только капиталистическим, дополнит. доходы от развития торговли и пром-сти как в форме налогов (централизов. феод. рента), колоссально возросших при А., так и непосредственно от оживления экономич. жизни. Абсолютная монархия использовала экономич. развитие также для укрепления воен. мощи феод. гос-ва и осуществления воен. экспансии. Эти черты А., характерные (с разлияными модификациями) для большинства европ. стран, прошедших стадию А., нашли наиболее яркое выражение во Франции. Особенностями англ. А. (классия. период - при Елизавете Тюдор, 1558-1603) были сохранение парламента, к-рый использовался королев. властью в качестве орудия усиления своей власти, слабость бюрократич. аппарата на местах, где крупную роль продолжало играть местное самоуправление, отсутствие постоянной армии. Осн. особенностью А. в Испании (классич. период - при Филиппе II, 1556-98) было то, что он не оказывал поддержки пром-сти и торговле страны (не проводил политики протекционизма, поощрения развития мануфактур и т. д.), не сыграв, т. о., прогрессивной роли и выродившись фактически в деспотию. В раздробленной Германии А. сложился с запозданием (со 2-й пол. 17-18 вв.) и лишь в пределах отдельных территорий (княжеский А.). Отличит. черты имел и А. в России (см. ниже - раздел Абсолютизм в России). В нек-рых странах (Польша) А. вообще не сложился. В 18 в. характерной формой А. в ряде стран Европы с относительно замедл. развитием капиталистич. отношений (Австрия, Пруссия, Россия, Скандинавские страны) был т. н. просвещенный абсолютизм.

В странах Азии А. развился из иных, чем в странах Европы, гос. форм (не существовало сословной монархии). В связи с более замедленным развитием элементов капиталистич. отношений в большинстве стран Азии существование А. здесь затянулось (в ряде стран он существовал вплоть до 20 в., в нек-рых сохранился, хотя и в измененном виде, поныне). Большая устойяи-вость феод. отношений в странах Азии приводила к тому, что централизация была проведена здесь менее полно, а зарождавшиеся местные капиталистич. элементы оказывали меньшее влияние на политику абсолютистского гос-ва, чем во многих европ. странах; в то же время существенное влияние на политику феод. абсолютистских гос-в ряда стран Азии оказывало иностр. вмешательство, колониальная политика европ. капиталистия. держав. Так, напр., в Китае, где элементы А. возникли при династии Мин (особенно в 16 в.), маньчжурская династия Цин (1644-1911), законсервировавшая на нек-рое время феод. строй, опиралась не только на кит. феодалов, но и на иностр. империалистов. Консервирование феод. строя, опора не только на крупных тур. феодалов, но и на иностр. империализм были характерны и для правления султана Абдул-Хамида II (1876-1909) в Османской империи. Отдельные черты А. (поощрение мануфактур, введение покровительств. тамож. пошлин, гос. монополий) обнаруживаются в Египте в 1-й половине 19 в., особенно при Мухаммеде-Али (1805-49), однако они не получили развития вследствие проникновения в Египет иностр. капитала. В Японии, где А. был выражен наиболее отчетливо (установился в нач. 17 в. в эпоху Токугава), характерным для него были: размещение владений феодалов так, чтобы между землями крупных феодалов были расположены владения феодалов, либо прямо принадлежащих к правившему дому Токугава, либо полностью от него зависимых; система заложничества - обязанность феодалов держать свои семьи в столице, а самим проживать попеременно год в своем княжестве, год - в столице; создание собств. экономич. мощи путем сосредоточения в руках правившего дома почти четверти всего зем. фонда страны; изъятие всех крупных тор-гово-ремесл. городов и торг. путей из ведения феодалов и подчинение их центр. пр-ву; изоляция страны от внеш. мира.

С развитием буржуазии абсолютная монархия постепенно утрачивала прогрессивный характер, становилась уяреждением, задерживавшим дальнейшее развитие капитализма и общества в целом. В развитых капиталистич. странах, где произошли ранние бурж. революции, А. был уничтожен в ходе этих революций (в Англии - в ходе бурж. революции 17 в., во Франции - бурж. революции конца 18 в.). В странах более замедленного капиталистич. развития буржуазия перед лицом усиливавшегося пролетариата шла на сделку с феод.-абсолютистской монархией(в революциях 1848-49 в Германии и Австрии, в революции 1905-07 в России и др.) - здесь происходила постепенная эволюция феод.-абсолютистской монархии в монархию бурж.-помещичью; незавершенный характер носила и т. н. революция Мэйдзи (1867-68) в Японии, покончившая с абсолютизмом Токугава, но не ликвидировавшая монархии и засилия феод. элементов в гос. аппарате. В России абсолютная монархия была ликвидирована Февр. бурж.-демократич. революцией 1917; полу абсолютистская монархия в Германии просуществовала вплоть до бурж.-демократия. Ноябрьской революции 1918. В Китае, где борьба против феод.-абсолютистского режима Цинской династии тесно переплелась с борьбой за освобождение от иностр. гнета, абсолютная монархия была униятожена в результате Синьхайской революции 1911. В Турции А. был ликвидирован в 1922, в результате нац.-освободит. борьбы тур. народа (т.н. Кемалистская революция).

Лит.: Маркс К., Морализирующая критика и крити-аирующая мораль, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4; его же, Революц. Испания, там же, т. 10, с. 432; Энгельс Ф., К жилищному вопросу, Маркс К. и Энгельс Р., Избр. произв., т. 1, М., 1955; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 2; Ленин В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25; его же, О государстве, там же, т. 29; его же. Проект резолюции о современном моменте и задачах партии, там же, т. 15. Скавкин С. Д., Маркс и Энгельс о зап.-европ. абсолютизме. "Уч. зап. МГПИ", Кафедра ист. ф-та, 1941, т. 3, в. 1; его же, Проблема абсолютизма в Зап. Европе, в кн.: Из истории ср.-век. Европы, М., 1957; Поршнев Б. Ф., Нар. восстания во Франции перед фрондой (1623-1648), М.-Л., 1948; его же, Сущность феод. гос-ва, "ИАН СССР", серия истории и философии, 1950, т. 7, No 5; его же, ст. "Абсолютизм", БСЭ, 2 изд., т. 1, М., 1949; Штокмар В. В., Идеология англ. абсолютизма в письмах Елизаветы Тюдор, "Уч. зап. ЛГУ", 1950, в. 17; Кудрявцев А. Е., Кризис абсолютизма в Англии начала XVII в..., "Уч. зап. ЛГУ", серия ист. наук, 1939, в. 4; Самойло А. С., Проблема абсолютной монархии в совр. марксистской и бурж. историографии, в сб.: Ср. века, 1959, в. 16; Тарле Е. В., Падение абсолютизма в Зап. Европе и России, 2 изд., П., 1923; Ардашев П. Н., Абсолютная монархия на Западе, СПБ, 1902; Кареев Н. Н., Зап.-европ. абсолютная монархия 16-18 вв., СПБ, 1908.

Koser R., Epochen der absoluten Monarchie in der neueren Geschichte, "Hist. Z.", 1889, Bd 61, Н. 2; Baldwin S. E., Moden political institutions, Boston, 1898; Hitier J., La doctrine de l'absolutisme. Etude d'histoire du droit public, P., 1903; Bloch M., Les rois thaumaturges, Stras. - L.-N. Y., 1924; Hartung F., Die Epochen der absoluten Monarchie...,"Hist. Z.", l931, Bd 145, Hf. I; Mommsen W., Zur Beurteilung des Absolutismus, "Hist. Z.", 1938, Bd 158, Hf. I; Hartung F., Mousnier R., Quelques problèmes concernant la monarchie absolue (Relazioni del X Congresso internationale di scienze storiche, v. 4, Firence, 1955). См. также лит. при ст. Просвещенный абсолютизм, а также при статьях об отдельных династиях и представителях А.

С. Д. Сказкин, Н. И. Конрад. Москва.

Абсолютизм в России сформи- ровался в кон. 17 - ная. 18 вв. (по мнению А. А. Зимина, Н. И. Павленко и др. - с сер. 17 в.). В это время значительно усилилась роль дворянства, сформировалось купечество, прекратился созыв земских соборов, уменьшилось значение аристократии, была упразднена при- казная система управления и созданы дворянско-бюрократич. учреждения: сенат, коллегии, местные органы власти, церковь подчинена гос-ву, организованы регулярные армия и флот и др., что привело к превращению России в чиновничье-дворянскую монархию с неогранич. властью императора. А. в России опирался еще в большей степени, чем в странах Зап. Европы, на дворянство, а также на бюрократию. Зарождавшуюся буржуазию А. поддерживал лишь в той мере, к-рая укрепляла позиции дворянства. Верхушка рус. буржуазии на протяжении 18 в. одворянивалась, а вместе с тем получала право эксплуатировать крепостной труд (по мнению Б. И. Сыромятникова, реформы Петра I имели не дворянский, а бурж. характер и привели к созданию абсолютной монархии, в системе к-рой были уравновешены дворянство и буржуазия).

В отдельные периоды А. в России принимал форму т. н. просвещенного абсолютизма.

Рус. A., воплощавшийся в самодержавной монархии, изменялся под влиянием социально-экономич. развития и роста революц. движения в стране. "Монархия XVII века с боярской думой, - указывал В. И. Ленин, - не похожа на чиновничьи-дворянскую монархию XVIII века. Монархия первой половины XIX века - не то, что монархия 1861-1904 годов. В 1908-10 гг. явственно обрисовалась новая полоса, знаменующая еще один шаг в том же направлении, которое можно назвать направлением к буржуазной монархии" (Соч., т. 17, с. 47). Первым шагом в сторону бурж. монархии, осуществленным в условиях революц. ситуации 1859-61, была крестьянская реформа 1861 и последующие бурж. реформы (земская, судебная, военная и др.); вторым шагом, сделанным в результате революции 1905-07, была столыпинская аграрная реформа и создание Государственной думы, представлявшей союз царизма и верхов торг.-пром. буржуазии в обще-нац. масштабе. Объективная возможность превращения самодержавного царизма в бурж. монархию основывалась: 1) на эволюции крепостника-помещика в юнкера, начинавшего нуждаться в нормах и институтах бурж. гос-ва, 2) на "... громадной независимости и самостоятельности царской власти..." (там же, с. 322) по отношению к помещичьему классу, обусловленной ист. особенностями развития рус. гос-ва и уровнем развития капитализма, 3) на слабости и контрреволюционности рус. буржуазии, добивавшейся власти путем сговора с царизмом за счёт народа. Однако глубина и острота клас. противоречий в стране исключали возможность преобразования царизма в бурж. монархию. С нач. 20 в. Россия по существу переживала непрекращающийся революц. кризис, протекавший то в открытых, то в скрытых формах. В таких условиях реформы только бы усилили революц. движение. Поэтому Гос. дума представляла собой бессильный придаток царизма и была неспособна ни на какие самостоят. действия. А. в России был свергнут Февр. революцией 1917. Вопрос о тождественности понятий "А." и "самодержавие" ист. наукой окончательно не решен. См. Самодержавие.

Лит.: Ленин В. И., Попятное направление в русской социал-демократии, Соч., 4 изд., т. 4; его же, Как социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела итоги социалистам-революционерам, там же, т. 15; его же, Наши упразднители, там же, т. 17; Очерки истории СССР. XVII в., М., 1955; Очерки истории СССР. Россия в первой четв. XVIII в., М., 1954; Очерки истории СССР. Россия во второй четв. XVIII в., М., 1957; Очерки истории СССР. Россия во второй пол. XVIII в., М., 1956; Сыромятников Б. И., "Регулярное" государство Петра Первого и его идеология, ч. 1, М.-Л., 1943; Юшков С. В., История гос-ва и права СССР, ч. 1, М., 1950; его же, К вопросу о сословно-представительной монархии в России, "Сов. гос-во и право", 1950, No 10; Ротенберг С. С., Монархия с боярской думой (к вопросу об установлении самодержавия в России), в сб.: Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина, т. 35, в. 2, М., 1946.

А. Я. Аврех, А. М. Сахаров. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . . 1973—1982.

Синонимы:

Смотреть что такое "АБСОЛЮТИЗМ" в других словарях:

  • Абсолютизм — (absolutism) Первоначально (1733) теологическая концепция, согласно которой спасение полностью зависит от воли Бога. В дальнейшем этот термин распространился на политический режим, при котором правитель обладает законным правом принимать любое… …   Политология. Словарь.

  • Абсолютизм — в полит. смысле есть форма правления, при которойверховная власть не ограничивается конституцией. Абсолютизм был вевропейских континентальных государствах в продолжение XVII и XVIIIстолетий господствующею государственною формою,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • АБСОЛЮТИЗМ — (от лат. absolvere развязывать, разрешать, освобождать). 1) в философии: стремление к непосредственному созерцанию и восприятию безусловного. 2) в политике: система неограниченной власти. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Абсолютизм — У этого термина существуют и другие значения, см. Абсолютизм (значения). Абсолютизм (от лат. absolutus  безусловный)  период в истории Европы, когда существовала абсолютная монархия. Абсолютная монархия государственное устройство,… …   Википедия

  • абсолютизм — (неограниченная, абсолютная) монархия, самовластие, самодержавие, автократия, царизм Словарь русских синонимов. абсолютизм см. самодержавие Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык …   Словарь синонимов

  • абсолютизм — а, м. absolutisme m. 1797. Рей 1998. Форма правления, при которой верховная власть целиком принадлежит самодержавному монарху, неограниченная монархия. Ож. 1986. Когда я замечал в людях, с которыми говорил, желание политической свободы без… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • АБСОЛЮТИЗМ — (абсолютная монархия) форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • АБСОЛЮТИЗМ — АБСОЛЮТИЗМ, форма неограниченной монархии (абсолютная монархия), характерная для эпохи позднего феодализма. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и …   Современная энциклопедия

  • Абсолютизм — форма государства в некоторых странах Западной Европы и Востока в 16 18 вв., в котором монарх обладает неограниченной верховной властью. В строго централизованном государстве создавался разветвлённый бюрократический аппарат, постоянная армия,… …   Исторический словарь

  • АБСОЛЮТИЗМ — АБСОЛЮТИЗМ, абсолютизма, мн. нет, муж. (от лат. absolutus самостоятельный) (полит.). Государственный строй с неограниченной единоличной верховной властью, самодержавие. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • АБСОЛЮТИЗМ — АБСОЛЮТИЗМ, а, муж. Форма правления, при к рой верховная власть целиком принадлежит самодержавному монарху, неограниченная монархия. | прил. абсолютистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

Книги

Другие книги по запросу «АБСОЛЮТИЗМ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»