МЭН-ЦЗЫ

МЭН-ЦЗЫ
(ок. 372-289 до н. э.) - др.-кит. мыслитель, последователь Конфуция в области политики и этики. Уроженец царства Цзоу. Жил в столицах гос-в Ци и Лян. М.-ц. считал, что путь к образцовому управлению народом лежит через самоусовершенствование личности. Развивая идеалистич. тезис конфуцианства о том, что правитель управляет народом по воле неба, М.-ц. признавал возможность свержения его, если народ не приемлет правителя (что означает, по М.-ц., утрату правителем повеления неба). Однако свергнуть правителя должен не народ, а знать. Призывая к гуманному управлению, М.-ц. советовал правителям соблюдать умеренность в расходах и улучшать благосостояние народа, умирающего от голода и болезней. Он доказывал, что добрый правитель завоюет симпатии народа всей Поднебесной (т. е. всех гос-в тогдашнего Китая), что без войны ему удастся объединить ее под своей властью. М.-ц. оправдывал клас. гнет, считая, что деление общества на людей умств. труда и людей физич. труда и то, что первые управляют вторыми и живут за их счет, а вторые находятся в подчинении у первых и кормят их, - отвечает принципам разделения труда и является "всеобщим законом справедливости". М.-ц. выдвинул, исходя из общинных традиций, утопич. для его времени систему "колодезных" (или "квадратных") полей (цзин тянь), в основе к-рой лежала идея равномерного распределения земли среди крестьян, пропагандировал "умеренную налоговую политику" (умеренным обложением М.-ц. считал десятину).

М.-ц. занял особое место в истории конфуцианства, он пошел дальше своего учителя, в особенности в своих социологич. взглядах. Нек-рые стороны его политич. мировоззрения носили прогрессивный, демократич. характер. Они оказали большое влияние на последующее развитие обществ. мысли Др. Китая. Демократич. стороны мировоззрения М.-ц. нек-рыми исследователями противопоставляются концеп- циям др.-кит. школы законников (фацзя), представлявшей интересы деспотии (см. В. А. Рубин, рец. на кн. Б. Уотсон, Ранняя кит. лит-ра, "НАиА", 1965, No 6).

Взгляды М.-ц. изложены в трактате, носящем его имя, где записаны беседы М.-ц. с современниками и учениками. Аутентичность этого памятника в наст. время общепризнана.

Источн.: Мэн-цзы чжэнъи (М.-ц. с комментариями), в кн.: Чжуцзы цзичен (Избр. произв. др.-кит. мыслителей), т. 1-2, Пекин, 1962; Попов П. С., Китайский философ Мэн-цзы, СПБ, 1904: The works of Mencius tr. by J. Legge, в кн.: The Chinese classics, v. 2, Oxf., 1895.

Лит.: Васильев Л. С., Проблема цзин тянь, в сб.: Китай. Япония. К 70-летию академика Н. И. Конрада, М., 1961; Fung Ju-Lan, A history of Chinese philosophy, v. 1, Princepton, 1952; Juan Chaucer, La philosophie morale et politique de Mencius, P., 1927.

Л. И. Думан. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "МЭН-ЦЗЫ" в других словарях:

  • МЭН-ЦЗЫ — Мэн Кэ, Мэн Цзы юй (ок. 372 289 до н.э.) др. кит. философ, педагог, второй после Конфуция идеолог раннего конфуцианства. Уроженец царства Цзоу (впоследствии область царства Лу, ныне Юго Вост. часть уезда Цзоусянь провинции Шань дун). Происходил… …   Философская энциклопедия

  • Мэн-цзы — (кит. 孟子) (372 289 до н. э.)  китайский философ, представитель конфуцианской традиции. Родился во владении Цзоу (совр. г. Цзоучэн, близ Цюйфу, пров. Шан …   Википедия

  • мэн-цзы — МЭН КЭ Мэн цзы, Мэн Цзы юй. Ок. 372 289 до н.э. Уроженец царства Цзоу (впоследствии обл. царства Лу, ныне юго вост. часть уезда Цзоусянь пров. Шань дун). Мыслитель, политик, педагог, второй после Конфуция идеолог раннего конфуцианства. В офиц.… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Мэн-Цзы — (кит. 孟子) (372 289 до н. э.) китайский философ, представитель конфуцианской традиции. Родился во владении Цзоу, исторически и культурно связанном с государством Лу (на полуострове Шаньдун), откуда происходил Конфуций, и учился у его внука Цзы Сы …   Википедия

  • Мэн-цзы — (около 372  289 до н. э.), древнекитайский философ, последователь Конфуция. Взгляды Мэн цзы изложены в книге «Мэн цзы». Сформулировал тезис о незыблемости деления людей на правящих и управляемых. * * * МЭН ЦЗЫ МЭН ЦЗЫ (ок. 372 289 до н. э.),… …   Энциклопедический словарь

  • Мэн-цзы —         Мэн Кэ (около 372 289 до н. э.), древнекитайский философ, один из самых активных последователей Конфуция (См. Конфуций). Родился в области Цзоу царства Лу (на территории современной провинции Шаньдун). Учился у учеников Конфуция. Стремясь …   Большая советская энциклопедия

  • МЭН-ЦЗЫ — (ок. 372 289 до н. э.) древнекитайский философ, последователь Конфуция. Взгляды Мэн цзы изложены в книге Мэн цзы . Сформулировал тезис о незыблемости деления людей на правящих и управляемых …   Большой Энциклопедический словарь

  • Мэн-Цзы — трактат древне китайского философа Мэн цзы, представителя конфуцианства. Является заключительным трактатом Тринадцатикнижия, являющегося конфуцианским каноном. Трактат составлен, видимо, после смерти Мэн цзы его учениками и основан на его… …   Религиозные термины

  • Мэн-цзы — МЭН ЦЗЫ́ (ок. 372–289 до н.э.), др. кит. философ, последователь Конфуция. В кн. Мэн цзы сформулировал тезис о незыблемости деления людей на правящих и управляемых …   Биографический словарь

  • Мэн-цзы — (Mencius, Mengzi, Meng tzu) (ок. 372 289 до н.э.), кит. философ; по популярности в Китае уступал лишь Конфуцию, чье учение усердно отстаивал. Доказывал, что присущие человеку добродетели могут проявиться лишь в подобающих условиях. На ярких… …   Всемирная история


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»