МАГИЯ

МАГИЯ
(от греч. mageia) - колдовство, волхвование, волшебство, чародейство, т. е. поверья, обряды, приемы и операции, к-рым (независимо от того, признаются ли они церковью или преследуются ею) суеверное воображение приписывает способность сверхъестественным, иррациональным образом оказывать иногда непосредственно, иногда на расстоянии, но всегда автоматически - реальное воздействие в желательном направлении на те или иные объекты (одушевленные и неодушевленные). Эта специфика М. связана с верой в возможность использования мнимых сверхъестественных свойств тех или иных существ. предметов, снадобий, жестов, слов и даже мыслей для ограждения от опасности, для избавления от всяких напастей, для нанесения вреда врагу, для обеспечения удачи во всех делах, для проникновения в тайны прошлого и будущего. В этнографии и исследованиях по истории религии не раз делались попытки построить классификацию или типологию магич. поверий и приемов, напр., ее делили: на белую, т. е. благонамеренную, "спасительную", публично практикуемую М., и черную, т. е. злокозненную, вредоносную, наводящую исподтишка "порчу" на людей и скот; Дж. Фрейзер делил М. на "гомеопатическую", т. е. осн. на подражании, уподоблении, и "контагиозную", т. е. осн. на контакте, соприкосновении, "заражении"; Е. Г. Кагаров - на протрептическую, т. е. агрессивную, и профилактическую, т. е. оборонительную или предохранительную; нек-рые в основу классификации кладут те сферы быта, в к-рых применяются те или иные приемы, и различают аграрную М., охотничью, лечебную, любовную, военную и т. д.; делят М. также на индивидуальную и групповую. Но все эти попытки классификации условны, а подчас надуманны. В быту все разновидности М. зачастую тесно переплетаются между собой. Так, напр., "вербальная", т. е. словесная М., имеет место во всех др. видах М., и в охотничьих плясках австралийцев, и в аграрных "мистериях" разных народов, и в любовных "приворотах", и в знахарских "заговорах" и т. д. М. целиком (принципиально и исторически) относится к религии и является ее неотъемлемым элементом, поэтому и ее типология связана с типологией религии. М. возникла в глубокой древности на почве того, что Ф. Энгельс называет "отрицательно-экономическим", на почве бессилия первобытного человека в его борьбе с природой. По мере развития религ. представлений и возникновения новых сложных религ. направлений, мировые религии, в к-рых на первый план выступает умилостивительная обрядность, основанная на обращении к личным сверхъестественным существам (напр., молитва, покаяние и пр. в христианстве), отбросили многое из первобытной М., с ее безличной, принудительно-автоматич. обрядностью. Многие отвергнутые христианством, исламом и т. д. примитивные магич. обряды и верования в течение веков существовали и модифицировались независимо от офиц. церквей, подвергаясь жестоким преследованиям со стороны последних (см., напр., Ведовство). Однако в любой совр. религии, и в догматике и в обрядности, М. занимает значит. место (напр., окропление святой водой, культ креста и мощей в христианстве, изгнание бесов). Что касается т. н. бытовой М., к-рая пользуется популярностью у многих народов (вера в дурной глаз, в талисманы и амулеты, в гадание, в мистич. способности шарлатанов, промышляющих всякого рода оккультизмом, хиромантией, астрологией и т. п.), то она по существу ничем не отличается от санкционированной церковью М., хотя и третируется богословами и духовенством, как "суеверие". Поэтому совершенно ненаучно было бы, как это пытаются делать богословы и нек-рые не освободившиеся от клерикальных влияний исследователи истории религии, отделять М. от религии, даже противопоставлять М, религии, как некую особую первобытную науку, как особое "магическое мышление", как нечто, принципиально отличное от религии. Магич. суеверия - это разновидность религ. суеверий. Борьба с ними является составной частью борьбы с религ. суевериями вообще.

Лит.: Леман А., Иллюстрированная история суеверий и волшебства, пер. с нем., М., 1900; Фрэзер Д., Золотая ветвь, (пер. с англ.), М., 1928; Кагаров Е. Г., К вопросу о классификации народных обрядов, "ДАН СССР", 1928, No 11; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959; Токарев С. A., Сущность и происхождение магии, в кн.: Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований, М., 1959; Зыбковец В. Ф., О черной и белой магии, М., 1963; Шаревская Б. И., Старые и новые религии Тропической и Южной Африки, М., 1964.

Б. И. Шаревская. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "МАГИЯ" в других словарях:

  • МАГИЯ — (лат. magia, от греч. mageia) различные ритуалы, направленные на использование власти тайных потусторонних, сверхъестественных сил для достижения человеческих целей; древнейшая форма организации коллективной деятельности и коммуникации; форма… …   Философская энциклопедия

  • магия — и, ж. magie f., нем. Magie <, лат. magia. 1. Учение о познании и использовании чудодейственных сверхъестественных сил природы; колдовство, чародейство. Сл. 18. Магия совсем брошена, зане вся в гаданиях и ворожбах обманных и неосновательных… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • МАГИЯ — (греч. mageia, от пер. mogh огнепоклонник). То же, что чародейство. Тайная наука персидских и халдейских жрецов, перешедшая в Европу и распространившаяся здесь в XIV и XV вв. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н …   Словарь иностранных слов русского языка

  • магия —         МАГИЯ (от перс, magus жрец) различные ритуалы, направленные на использование власти тайных потусторонних сверхъестественных сил для достижения человеческих целей; древнейшая форма организации коллективной деятельности и коммуникации;… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • магия — чародейство, волшба, чудотворство, теургия, волшебство, нигромантия, чудодействие, колдовство, чернокнижие, чары, волхвование, чудотворность, ворожба, шаманство, ведовство Словарь русских синонимов. магия см. колдовство Словарь синонимов русского …   Словарь синонимов

  • МАГИЯ — МАГИЯ, магии, мн. нет, жен. (греч. mageia) (книжн.). Наиболее грубая, первобытная форма религии, колдовство, система определенных действий и слов, посредством которых, по представлениям древних и народов с примитивной культурой, можно подчинить… …   Толковый словарь Ушакова

  • Магия — (греч. – волшебство, колдовство) совокупность обрядов и действий, связанных верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность. Магия – одна из форм древней духовной культуры. обряды,… …   Энциклопедия культурологии

  • МАГИЯ — (от греч. mageia) (колдовство волшебство), обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов …   Большой Энциклопедический словарь

  • Магия 10 — Магия десяти Логотип передачи Жанр Телевизионная игра Производство Красный квадрат, Оранжевая студия Ведущий Вера Брежнева Композитор Lewis Flinn Страна производст …   Википедия

  • Магия — (гр. mageia сиқыршылық) белгілі әрекетке (действие) және сөздерге кереметтей қасиет беріп дәріптеуші ерекше күш. Магия әрекеттері әртүрлі болады: қарапайым қимыл, зікір салу, көптеген адам қатысатын және т.б. Мақсатына орай емдік (балгерлік),… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • Магия —  Магия  ♦ Magie    Действие, выходящее за пределы привычных законов природы или разума – сверхъестественность, производящая некий эффект, или сверхъестественная эффективность, подчиненная нашей воле (в отличие от благодати и чуда, покорных лишь… …   Философский словарь Спонвиля


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»