Исмаил Бекмухамедов

Исмаил Бекмухамедов

Исмаил Бекмухамедов (XVIII в., род. и умер в Каргалинской (Сеитовской) слободе, в дальнейшем с. Татарская Каргала Оренбургской губернии, затем Оренбургской области) — путешественник.

С четырьмя спутниками (Абдрахман, Надур, Якуб и слуга) в 1751 предпринял путешествие с целью открытия торговых путей в Индию. Это первое путешествие в истории Оренбургской губернии было полно драматизма. Маршрут его проходил из Оренбурга через УргенчБухаруАндхойГератКандагарБасруСуратХайдарабадБенаресДелиМеккуМединуДамаскИерусалимСтамбул. По пути следования все спутники Бекмухамедова погибли. Сам он оставил «Записки», которые состояли из трех частей:

  1. Описание поездки в Среднюю Азию, Афганистан, Иран, Ирак, Индию;
  2. Паломничество по святым местам Аравии;
  3. Возвращение через Турцию (Стамбул) на родину. Их расшифровал Ризаэтдин Фахретдинов.



И.Бекмухамедов Татарский Одиссей

Кому не известно знаменитое «Хожение за три моря» Афанасия Никитина — записки смелого путешественника, достигшего далекой Индии и рассказавшего о своих странствованиях и приключениях в произведении, заслуженно вошедшем в сокровищницу древнерусской литературы… К сожалению, гораздо менее известна «индийская одиссея» наших земляков в середине XVIII века.

Знаем мы об этом путешествии благодаря запискам одного из участников экспедиции — Исмашга Бекмухамедова. Правда, оригинал «Записок» не обнаружен до сих пор, однако списки его (а их наличие говорит о популярности этого памятника древнетатар-ской литературы) были известны уже в середине прошлого столетия, тогда же это произведение было впервые напечатано (однако в сугубо специальном издании). С тех лор «Записки Исмаила Бекмухамедова» были опубликованы не один раз (опять-таки в научных изданиях) 2 , иногда экспедиции обнаруживают новые списки этого произведения. Есть такие списки и в рукописном отделе библиотеки Казанского университета 3 . Однако, если о путешествии Афанасия Никитина рассказывают широкому читателю и зрителю романы, повести, кинофильмы, то о подвигах Исмаила Бекмухамедова и его спутников хорошо информированы лишь специалисты. Подробный увлекательный рассказ об этом удивительнейшем путешествии — дело будущего.

Путешествие началось в 1751 году. Из Каргалин-ской слободы под Оренбургом в далекий путь вышел торговый караван, первоначально направлявшийся в Бухару. С этим караваном и начали свои многолетние странствования Исмаил Бекмухамедов и его спутники Надур, Якуб, Абдурахман и «путевой слуга». Много лишений предстояло пережить им и лишь одному суждено было впоследствии возвратиться на родину.

В Бухаре Исмаила и его товарищей, как пишет он, догнал приказ, «чтоб мы поехали послами в Индию».

Купцы интересовались далекой Индией. Их манила торговля с этой сказочной страной, манили неисчислимые прибыли, которые такая торговля, казалось, должна была принести. Бекмухамедов с товарищами и должны были разведать торговые пути в неизвестную почти России страну, стать первопроходцами.

Из Бухары путешественники направились в Афганистан. Андхой, Меручак, Герат, Кандагар… Перечислить города легко, но невозможно сейчас даже представить трудности этого далеко не безопасного пути в те давние времена, когда вокруг бушевали частые и ожесточенные войны феодальных правителей.

Из Афганистана караван вступил на территорию современного Западного Пакистана, в город Келат (Ка-лат), затем в земли белуджей (Белуджистан). Во время стоянки в городе Кеч (Кедж) у путников пытались обманом отнять оружие. Но в этот раз судьба оказалась к ним благосклонной, все обошлось без кровопролития.

А дальше был один «арабский город» (очевидно, Бендер-Аббас), и перед взором Исмаила предстало море, которое он называет «Индийским» (в действительности это был Персидский залив). Верблюдов пришлось сменить на корабль.

О начале плавания — до города Басры «Записки» сообщают подробные сведения, да это и понятно — морская стихия была для путников совершенно непривычной: «После того, как пять дней плыли по морю, мы достигли одного города. Население — арабы. Жемчуг и коралл добываются там. В этом городе оставались мы два месяца, по окрестностям его живут персы и арабы. В самой Басре есть правители, поставленные халифом. Для того, чтобы уехать, не было судна.

Спустя два месяца мы нашли корабль, который, наполнив груз, был готов к отплытию. Сели на это судно. Через два дня после нашего выезда умер слуга Надура: он был болен. Нас осталось четверо».

Восемнадцать дней морского плавания — и корабль приблизился к берегам легендарной, желанной Индии. Уже был виден вдали большой торговый порт Сурат (на территории современного индийского штата Бомбей). На берег, за пресной водой была отправлена шлюпка, но достичь суши ей не пришлось. Приближались корабли пиратов…

Экипаж готовился к бою. Команде и пассажирам раздали имевшиеся пятьдесят ружей, зарядили четыре пушки. Однако у пиратов было шесть судов и двенадцать пушек. И бой пришлось вести в неравных условиях. В нем погибло еще два наших путешественника: Надур и Абдурахман.

Спасло путников появление европейского военного судна. Оно взяло беспомощный торговый корабль на буксир (правда, не бескорыстно, а за «двести рублей денег») и через несколько дней Исмаил и Якуб — их теперь осталось только двое — были в Сурате. Заплатили пошлину — 200 рупий — и начали свою индийскую жизнь.

Окружающий мир был необычен и непонятен. Все было новым, все удивляло и поражало. Природа, люди, растительный и животный мир… «Мы не понимали их язык; они тоже не понимали наш язык,— вспоминал вспоследствии Бекмухамедов.— В этом городе мы встретили одного человека, умеющего говорить по-тюркски. „Я здешний, местный,— сказал он,— однако в молодости много странствовал по Туркестану“.

Мы привели его к себе. Разговаривая с ним, ожили наши умершие души, как будто брата родного встретили!

В Бендер- и -Сурате мы остались два месяца, несколько усвоили язык мулътановцев».

Исмаил и Якуб дважды пересекли полуостров Индостан. Сначала — с востока на запад, вместе с караваном паломников (Аурангабад — Хайдарабад — Ма-сулипатам), достигнув Бенгальского залива. Потом — еще одно морское плавание до устья Ганга и новый маршрут, на этот раз с востока на запад, вначале по Гангу: Калькутта — Муршидабад — Патна — Бенарес — Дели и затем возвращение в уже знакомый портовый город Сурат. Путешествие по Индии, растя нулось на многие месяцы, в Дели Исмаил и Якуб добрались, судя по описываемым в «Записках» историческим событиям, в 1756 или 1757 годах.

Путевые записки Бекмухамедова написаны простым, бесхитростным языком, но не лишенным образности. Вот, например, описание перехода через лес: «Въехали в лес и, когда проехали одну-две мили, встретили много-много обезьян, количество их может знать лишь один аллах. Они по высоте равны собаке; как взрослый человек имеют усы-бороды, руки-ноги похожи на человеческие, хвост — как у собаки, прыгают с дерева на дерево, к грудям у самок присасываются по два детеныша, которые при прыжках совершенно не падают. При виде их на каждого человека напал страх, мы шли, стреляя из ружей, с шумом, с криком. Увидели, что на вершине одной сопки стоит внушающий страх величественный лев, хвост его был закинут на спину. Увидев его все люди потеряли надежду на жизнь. Мы опять попрощались друг с другом и пошли с великой опасностью, покрикивая, стреляя из ружей. Однако лев никому из нас никакого вреда не сделал…»

Столица Индии Дели, очевидно, была конечной целью путешествия. Пора было возвращаться домой.

Однако прежний — сухопутный путь был закрыт: шла война, афганские племена не пропускали караван. Поэтому-то Исмаил и Якуб вернулись в Сурат, решив возвращаться в Россию морем. Несколько месяцев ожидания — и, наконец, попутный корабль нашелся, он вез товары и пассажиров в Джиуду и Мекку.

Ураган понес судно в противоположную сторону Индийского океана. Уже был виден Цейлон, когда ветер судах. Дальнейшее плавание протекало спокойно, если Ее считать лишений, вызванных нехваткой пресной Воды.

Исмаил и Якуб пересекают Аравийский полуостров, в Дамаске от болезни умирает и последний спутник автора «Записок». Он остается один — и совсем без средств к существованию, без денег. С грехом пополам он добрался до Стамбула, Россия была уже рядом, но нечем было заплатить за проезд на корабле.

«Мы нанялись на работу в магазин. В Стамбуле находились мы целых двадцать пять лет. Для возвращение на свою родину у нас не было средств, из-за бедности мы не могли приехать к своим родным. Скитаясь на чужбине, терпели мы много нужды»,— с горечью пишет об этих годах Бекмухамедов.

В 1784—1785 годах путешественнику удалось вернуться на родину в Казань. Путешествие составило 34 года.

Ссылки


Wikimedia Foundation. 2010.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Исмаил Бекмухамедов" в других словарях:

  • Бекмухамедов — Бекмухамедов, Исмаил Связать? Исмаил Бекмухамедов (XVIII в., род. и умер в Каргалинской (Сеитовской) слободе, в дальнейшем с. Татарская Каргала Оренбургской губернии, затем Оренбургской области) путешественник. С четырьмя спутниками (Абдрахман,… …   Википедия

  • Бекмухамедов, Исмаил — Исмаил Бекмухамедов (XVIII в., род. и умер в Каргалинской (Сеитовской) слободе, в дальнейшем с. Татарская Каргала Оренбургской губернии, затем Оренбургской области) путешественник. С четырьмя спутниками (Абдрахман, Надур, Якуб и слуга) в 1751… …   Википедия

  • Бекмухамедов Исмаил — …   Википедия

  • Татарская Каргала — село Татарская Каргала Каргала бистәсе Страна РоссияРоссия …   Википедия

  • Афанасий Никитин — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Никитин. Афанасий Никитин …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»