Археологические памятники Курортного района Санкт-Петербурга

Археологические памятники Курортного района Санкт-Петербурга
Археология
м.о. Сестрорецк и озеро Сестрорецкий Разлив
м.о. Сестрорецк и озеро Сестрорецкий Разлив
Страна [[Flag of Russia.svg Россия]]
Разлив, Сестрорецк Сестрорецк, Сестрорецкий Разлив, Тарховка
Координаты 60°05′05″ с. ш. 30°00′00″ в. д. / 60.084722° с. ш. 30° в. д. (G) (O)
Архитектурный стиль эпоха неолита
Первое упоминание 1913г
Дата основания 1908,

Содержание

От эпохи палеолита до XII века

Археологические памятники Курортного района, обнаруженные на территории муниципального образования Сестрорецк относятся к стоянкам древнего человека каменного века эпохи неолита на юге Карельского перешейка. С эпохи мезолита этот район соединял культуры Финляндии и Прибалтики.

палеолит — более 10 тыс.лет до н. э.

мезолит — 5 — 10 тыс.лет до н. э. Считается, что первые люди появились на территории Сестрорецка в эпоху мезолита, до появления керамики.

неолит — 3 — 5 тыс.лет до н. э.

Железный век, ранний металл — 1 — 3 тыс.лет до н. э[1].

1731 г — при строительстве Ладожского канала впервые обнаружены каменные орудия первобытного человека.

Условия существования человека в северо-западном регионе современной России были примерно одинаковы и отражены в работе[2]. Весь период жизни людей, соответствующий геологическому ледниковому периоду и характеризующийся существованием человека с ныне вымершими животными, в особенности с мамонтами, — носит название в доисторической науке палеолитического периода или древнекаменного века. Техника орудий труда в этот период у людей стояла очень низко; в качестве материала они употребляли только дерево, камень, кость. Обработка камня совершалась путём или обивания, или скалывания. Глиняной посуды не было. Средства к жизни давали охота, рыбная ловля, собирание готовых даров природы, использование трупов погибших крупных животных, особенно мамонтов. Жилищами служили кроны деревьев, ямы, пещеры. Это ступень первобытного родового коммунизма. Рисунки палеолитического человека, вырезанные на предметах из кости или высеченные на стенах пещер изображают различных животных и рыб — только охота и рыбная ловля были источниками существования. На северо-западе таких стоянок найдено не было. Район был покрыт ледником, достигавшим до версты в толщину и медленно двигавшимся к югу.

Позднее в местах освобождавшихся от ледника, начали пробиваться первые признаки жизни. Сначала появилась степная растительность с соответствующими животными, среди них мамонт, за мамонтом мог прийти и человек. В 1919 году в районе Тихвинских бокситов геологами были найдены фрагменты бивня мамонта.

Стоянки найденные на северо-западе относятся к периоду названному неолитическим или новокаменным периодом. В это время условия жизни всё более приближаются к современным. Вымершие животные исчезают, распределение моря и суши принимает современные очертания, климатические и растительные пояса совпадают с нынешними. Техника обработки камня у первобытного человека становится более искусной, виртуозной. Появляются полирование и сверление каменных орудий, металлы ещё неизвестны, но человек начинает выделывать из глины горшки, что говорит о оседлом образе жизни. Совершенствуется охота, рыбная ловля, приручаются первые животные. Жизнь становится патриархально-родовой. Развивается религия на основе культа душ — анимизм. В этот период человек заселил всю северную половину России до самого Белого моря. Его поселения и стоянки тянулись обычно по берегам рек и озёр, где сохранились многочисленные следы в виде каменных и костяных орудий, глиняных черепков и др.

Переход к металлам начался вероятно с передней Азии. Отсюда медные орудия медленно распространялись по Европе и вызывали у численно увеличившихся людей каменного века своего рода техническую революцию. Медные орудия труда по своему преимуществу перед каменными слишком бросались в глаза. Но меди не хватало и люди имитировали по форме каменные изделия под медные (фатьяновская культура) — это переходный период от конца каменного века к началу медного. Эпоха медная затем перешла в бронзовую, когда камень окончательно был вытеснен металлами. На территории Ленинградской области следов не найдено. Медно-бронзовый век в России недостаточно изучен и каждая находка этого времени, особенно встреченная на 60-х широтах, представляет драгоценность для науки.

Около начала нашей эры бронзовую культуру сменяет железный век. К этому времени появляются признаки угро-финнов, многочисленные племена которых, вытеснив древнее население или смешавшись с ним, постепенно захватили полосу от Урала до Балтийского моря и жили здесь по берегам рек и озёр до начала славянской колонизации.

От конца первого века нашей эры сохранилось известие римского писателя Корнелия Тацита о финнах:

«Финны отличаются необыкновенной дикостью и отвратительной бедностью; у них нет ни оружия, ни коней, ни домашнего очага; питаются они травой, одеваются в шкуры, спят на земле; всё упование у них на стрелы, которыми они, по недостатку железа, придают остриё из костей. Одна и та же охота одинаково кормит мужчин и женщин, которые всюду сопровождают (мужей) и требуют части добычи. Дети не имеют другого убежища от хищных зверей и дождей, кроме сложенных вместе древесных ветвей, которыми они прикрываются. Сюда возвращаются молодые люди, здесь пристанище стариков»[3]

Курган на берегу р. М.Сестра
Предполагаемый древний финский курган

Признаки финских поселений того времени сохранились в виде курганов, размерами в диаметре от 2 до 20 метров и высотой до 4 метров, по берегам рек и озёр. Один из них не вскрытый есть на берегу реки Сестры, у вновь построенного в третьем тысячелетии фирмой ООО «Особняк» коттеджного посёлка. То, что эти курганы отнесены к финским было доказано А. И. Колмогоровым[4].

Известна связь нашей истории с предприимчивыми викингами — выходцами из Скандинавии. В IXX веках норманы терроризировали всю Европу своими морскими набегами. В России норманы появились в VIII веке (в устье Волхова на месте нынешней Старой Ладоги у них был опорный пункт Альдейгобург). Вместе с норманами на северо-запад России стали проникать и славяне путём спокойной, безболезненной и систематической массовой колонизации, потоки которой шли с верховьев Волги и от новгородских ильменских славян. Местные финны или уходили в более глухие и труднодоступные места или смешивались с пришлым населением. Этот процес интенсивно совершался c VIII века — XII века н.э. Вместе со славянами распространялось и христианство, вытесняя старые языческие обряды, признаки которых в курганах отсутствуют.

Древняя родина[5]

Земля района была заселена человеком ещё в эпоху мезолита, около восьми тысяч лет до н.э. В III тысячелетии до н. э. сюда проникли с востока племена, создавшие неолитические культуры ямочно-гребенчатой керамики, — вероятно, предки финноязычных народов, от которых позднее и произошла летописная корела.

Главным промыслом первобытного населения являлось рыболовство, а также охота. Эти занятия имели не менее важное значение и для древних финских племён, которые только в первом тысялетии н. э. стали переходить к земледелию и оседлому образу жизни. Природные условия были мало пригодны для ведения здесь сельского хозяйства — кругом дремучая труднопроходимая тайга, многочисленные болота в южной и центральной части Карельского перешейка, валуны и скалы — в его северноай части. Постепенно эти неудобья были превращены в плодородные пашни и луга.

Вероятно, ещё до прихода финских племён в Приладожье, там жили древние саамы (лопари), которые позднее либо ассимилировались с пришельцами, либо были вытеснены ими на север в Лапландию. Эта тема отражена в народном эпосе «Калевала»[6].

Вокруг Сестрорецкого Разлива

В 19071908 годах С. Гамченко (полковник, археолог, преподаватель русского языка — Профессионально-техническое училище Сестрорецкого оружейного завода) впервые открыл стоянку каменного века на горе, расположенной за нынешним озером Сестрорецкий Разлив на Сосновой горе (там в настоящее время расположена база отдыха института элетроприборостроения «Лагуна»). В эпоху каменного века это была гора или дюна над рекой Чёрной и озером Глухое. Во время археологических раскопок были обнаружены фрагменты ямочно-гребёнчатой керамики с примесью песка в тесте и кремневые орудия труда: ножи, скребки, наконечники стрел, грузила. Артефакты хранятся в Эрмитаже[7].

«Белая гора» 2010 год

1916 год — на пляже «Белая гора», в посёлке Разлив города Сестрорецка были обнаружены в одном месте более 200 штук изделий наконечников стрел, скребков и отщепов из кремня. Часть их передана бароном А. П. Штакельбергом в Кунсткамеру.

Замок Стенбок Фермеров

Тогда же в посёлке Тарховка города Сестрорецка была открыта ещё одна стоянка. На этой стоянке в 1917 году археологи РАН (Сосновский, Земляков) зачистили остатки очага. Найденный каменный инвентарь: скребки, резцы, проколки, свёрла в основном из кварца, наконечники стрел листовидной и ромбообразной формы из кремня, небольшое долото, обломки шлифовальных орудий из сланца. На орудиях труда обнаружены следы их обработки на наковальне. Собрана большая коллекция керамики. Артефакты хранятся в МАЭ (Кунсткамера).

1933 год — в засушливые год 19311935 Сестрорецкий Разлив высох. Вода оставалась только в маловодных русловых протоках рек Сестра и Чёрная ещё просматривавшихся на дне водохранилища. Эти условия оказались благоприятными для археологических изысканий на ранее подводных участках акватории озера посёлка Тарховка. Первоначально было найдено несколько фрагментов керамики с ямочно-гребёнчатой орнаментацией, затем 7 пунктов стоянок на участке менее 1 км. Сестрорецкая 1 представлена ямочно-гребёнчатой керамикой, изделиями из кремня, кварца, песчаника и сланца в количестве 29 орудий труда, размещённых в коллекцию скребков, долот, ножей, рубящих предметов. Сестрорецкие 2-7 приуроченные к 4й Тарховской улице берега Сестрорецкого Разлива представлены керамикой немногочисленных коллекций, хранящихся в МАЭ РАН. Особенно богатой была стоянка на пересечении, улиц 4-й Тарховской и 2-й Поперечной[8].

В 30е годы XX века учителем истории Разливской школы археологом Панкрушевым на покосе в районе, Копейкиной горы (срыта при прокладке автострады к памятнику «Шалаш Ленина») было найдено каменное зубило (долото) периода неолита (размером=30 см х 5 см х 5см), которое хранится в музее СИЗ завода им. Воскова — экспонат № 1. На территории ленинского памятника Шалаш Ленина располагаются девять стоянок древнего человека предположительно конца IV—II тысячелетия до н. э. Три из них находятся на юго-восточном берегу между асфальтированной пешеходной дорожкой, ведущей к музею «Шалаш», и урезом воды.

На базе Лахтинской экскурсионной станции от Лисьего Носа до Сестрорецка велись археологические исследования… В 1915 году во время игры дети проживающих дачников нашли керамические черепки. О находке сообщили сестрорецким археологам, которые тщательно обследовали место находки черепков по 4-й Тарховской улице, между домами № 18 и № 20. В верхнем слое на глубине 40 сантиметров найдено значительное количество орудий, изготовленных из грубых кусков кремния: скребков, наконечников стрел и дротиков. Почти все изделия производили впечатления заготовок. Другая стоянка была обнаружена на восточном берегу озера Разлив в 1916 году, сестроречане это место называют «зелёная горка». Исследуя куски камней, разбросанных по берегу озера, исследователи натолкнулись на место, усеянное осколками битого кварца. Такое обилие осколков привлекло внимание. В результате среди песков нашли изделия первобытного человека. Аналогичный материал был найден на «Сосновой горе», в 1924 году. В 1941 году Лахтинская станция и её музей в замке Стенбок-Формеров были закрыты, все экспонаты пропали[9]. Здание замка сохранилось. Там в 2010 году закрытая территория радиостанции «Модерн».

Гамченко, Сергей Спиридонович, начиная с 1905 года, изучил во всевозможных направлениях Сестрорецкий дачный район. Обследуя местность, он обратил внимание, что по гривам побережья Финского залива, среди болот и песчаных дюн, на открытой местности и в лесу встречаются плоские насыпи, искусственного происхождения, напоминающие курганы. С 1905 по 1908 годы Гамченко зарегистрировал в окрестностях Сестрорецка в 19 группах 732 кургана, из которых раскопал и изучил 120. По их внутреннему содержанию он попытался восстановить погребальный обряд. Курганы Сестрорецкого района заключали идею жилого помещения, так как построение погребального костра имеет большое сходство с древними формами финских построек — конический шатёр, удлинённая палатка на четырёх скатах (в форме высокой крыши), землянка с деревянным срубом и односкатной или двухскатной крышей. Сходство допускает, что курганы насыпаны западной ветвью финских племён.

В 1988 году при Доме пионеров города Сестрорецка под руководством методиста по поисковой работе Герасимовой Т. был создан кружок «Юный археолог». С 15 по 20 июня 1988 года дети исследовали район, где до 1917 года изыскания не проводились. Детьми открыты 63 новых кургана, отличающихся от курганов исследованных С. С. Гамченко. В июле 1988 года на третьем Всероссийском лагере юных археологов в Ростовской области ими были представлены доклады, посвящённые родному краю. В 1989 году школьники продолжили исследования в районе озера Разлив - Чёрная речка, для составления археологической карты района. Летом они работали в составе международной шведско-финской-советской экспедиции на территории Приозерска под руководством учёного Ленинградского института археологии Сакса Александра Ивановича. Были найдены монеты княжеские печати, бронзовые ножи, бусины, янтарный крестик, игральный кубик, грузила, точильные камни, берестяные свитки и обилие керамики[10].

Хронология

По классификации Землякова Б. Ф.[11] 1928 года все Сестрорецкие стоянки каменного века эпохи неолита относятся ко 2 фазе развития керамики, а на стоянке Глиняный Ручей к 3 фазе. Вторая фаза это время начала регрессии Древнебалтийского моря 700—1200 лет до н. э. Третья фаза по этой классификации относилась к абсолютным датам 200—800 лет до н. э. Более поздними исследованиями изотопного определения возраста артефактов эти временные отрезки неолита были значительно удревлены. По углю из очагов в 1993 году получены радиоуглеродные даты: 6480±60 (ЛЕ-1412), 6380±60 (ЛЕ-1411), 4100±60 (ЛЕ-1409), 4020±60 (ЛЕ-1408), что соответствует второй фазе развития керамики, а третья фаза видимо имеет даты 3890±40 (ЛЕ-2549)и 3500±40 (ЛЕ-2550)

Фундаментальными исследованиями Гуриной[12] по археологии северо-запада России показывается, что памятники Сестрорецких стоянок ранненеолитической культуры керамики формировались на основе местной более ранней мезолитиеской культуры с переносом более богатой на тот период Нарвской культуры и культуры Верхнего Поволжья. По характеру остатков очагов люди эпохи неолита занимались охотой и рыболовством. Следов оседлого образа жизни и занятий земледелием и животноводством не найдено.

Трритория Северо-Запада России в эпоху неолита была хорошо обжита человеком. Много стоянок было найдено на крутых берегах рек, например большое городище в районе улицы 1 Мая в Сестрорецке[13] и высоком литориновом уступе древнего моря в районе Лахты[14]

Фотогалерея

Примечания

  1. Герасимов Д. В. История изучения, хронология и периодизация памятников эпохи неолита юга Карельского перешейка //Археологическое наследие Санкт-Петербурга. — СПб., 2003. — Вып. 1. — С. 12-24.
  2. В. И. Равдоникас. Доисторическое прошлое Тихвинского края. (На основании Тихвинского издания 1924 года). Алаборг. 2010. ISBN 978-5-86983-015-9
  3. Сочинения Корнелия Тацита, перевод Модестова. СПб., 1886. Т.1, с.65. Тацит говорит о восточных соседях германцев, называя их fenni.
  4. Труды ХУ Арх.съезда. Т.1, с.428.
  5. Балашов Е. А. Карельский перешеек. Земля неизведанная. Юго-западный сектор. Ч. 2. СПб., 1998, с.8-9. ISBN 5-87517-022-0
  6. Калевала. Карело-финский эпос. Пересказала для детей А.Любарская. Петрозаводск, 1981.- 191 с., ил.
  7. Гамченко С. А., 1913. Исследования Сестрорецких курганов в 1908 г — Записки Отделения Русской и Славянской Археологии Российского Археологического Общества, т. IX. С. 63-162
  8. Сосновский Г. П., 1935. Разведки на Сестрорецком Разливе. Отчет о работах. — ИГАИМК, вып. 109, ч.1. С. 23-27
  9. Яковлев В. Д. Мой Сестрорецк. Записки краеведа о жизни родного города. Сестрорецк. 2006, с. 43-45. ISBN 5-94500-041
  10. Герасимова Т. О чём рассказали курганы. В газете Ленинградская Здравница за 1988 год. Заглядывая вглубь веков. В газете Ленинградская здравница за октябрь 1989 года, с. 3.
  11. Земляков Б. Ф., 1928. Доисторический человек Северо-Западной области в связи с ее геологией в послеледниковое время. — Доклады Академии Наук, сер. А. С. 85-90.
  12. Гурина Н. Н., 1961. Древняя история Северо-Запада Европейской части СССР. — МИА, № 87
  13. Газета Сестрорецкие берега № 27(157) 19-25 июля 2008, с.1
  14. Зуев Г. И. Шувалово и Озерки. М., 2008, с.27

Ссылки

Археология вокруг оз. Разлив

О других раскопках аналогичных памятников на территории Ленинградской области от 2 до 8 тыс.лет до н. э.

Археология в энциклопедии СПб.

Археология в энциклопедии Лен.обл.

О памятниках Мезолита в Разливе

Археология Санкт-Петербурга

памятники на территории Ленинграда

Видео об истории Санкт-Петербурга: Пять тысяч лет до Петербурга

Археологические памятники с картой Курортного района на сайте виртуального музея 324 школы


Wikimedia Foundation. 2010.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Археологические памятники Курортного района Санкт-Петербурга" в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»