Павлодарское Прииртышье в XIX

Павлодарское Прииртышье в XIX

Дання статья посвящена проблематике истории Павлодарского Прииртышья — центральноазиатского региона на границе современной Российской Федерации и Республики Казахстан, в XIX — начале XX веков.

Содержание

Краткое описание основных политических и социологических процессов в регионе

В XIX в территории нынешней Павлодарской области была вовлечена в процесс социально-экономических и политических реформ, начатых правительством Российской империи во главе с её самодержавными императорами. В самом начале 20-х гг. XIX века Баянаульский регион стал тем местом, где столкнулись политические интересы двух держав — Российской и Китайской империй. Так, в 1821 году казахи Среднего жуза избрали ханом сына Уали Губайдуллу, который пытался вести переговорный процесс с китайскими эмиссарами. Причем региональная власть была прекрасно осведомлена, что главная цель прибывшего в район Баянаульских гор китайского представителя в сопровождении вооружённого казахского отряда — признание Губайдуллы ханом Среднего жуза под влиянием Китая. В 1824 российский отряд в районе Баянаула арестовал законно избранного народом правителя, впоследствии сослав его в Березов — место традиционной политической ссылки[1].

В 1824 в Омск прибыла депутация из владений султана Джумы Кудаймендиева во главе с бием Шоном Едигиным. Ими была передана пограничному началу просьба об открытии роду Суюндук отд. окр. На предложение Омского начальства войти заявителям и их соплеменникам в качестве отдельной волости в состав учрежденного Каркаралинского округа казах, депутаты ответили категорическим отказом.

Создание Баянаульского внешнего округа

Только в 1826 году был открыт Баянаульский внешний округ. При этом необходимо отметить, что пограничные власти, намереваясь административно слить его с Каркаралинским округом, не утверждали его официально вплоть до 1833 года. Округ подчинялся Омскому обл. правлению.

Население округа состояло из многочисленных кочевых скотоводческих хозяйственных сообществ (родов) племени аргынов. Из-за нехватки пастбищных угодий, изъятых российской администрацией для сибирских казаков, несколько волостных округов были вынуждены арендовывать кабинетные и казачьи земли на территории соседней Томской губ. К примеру, на правобережье Иртыша вынужденно находилась Самеке-Басентеинская волость, состоящая из более чем из 1000 частных хозяйств. Такое же положение было почти у большинства родов племени Уак.

Первым старшим султаном Баянаульский внешнего округа был утвержден бий Шон Едигин, управлявший крупной ветвью Айдабол, происходящей из рода Суюндук. В выборах за высшую должность в округе участвовал и потомок Султан-бета, султан Бопы Татенов, но проиграл. Разрешив занять должность старшего султана представителю «чёрной кости», российская власть создала прецендент, открывший путь к власти и другим так называемым «простолюдинам». Эти изменения во властной структуре происходили по воле царского правительства, начавшего компанию по дискредитации лиц султанского происхождения[источник не указан 86 дней].

Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымова

XIX век для Павлодарского Прииртышья был памятен и тем, что в 30-х гг. казахcкое население региона приняло самое деятельное участие в национально-освободительном движении под руководством Кенесары Касымова. Так, к примеру, начальник пограничного управления сибирских казаков, полковник Талызин в своем донесении в 1838 году был вынужден констатировать: «К хищнику (Кене-сары Касымову) явно присоединились уже не только большая часть султанов Акмолинского окр., но даже множество из Баянаульского, Каркаралинекого и Кокчетавского. Все остальные султаны, наружно оставшиеся верными правительству, находились в тайных отношениях с Кенесары»[1].

К концу 1837 года к вооруженной борьбе против царских колонизаторов присоединились мн. роды Баянаульского окр. приказа: Козган, Айдабол. Каржас и др. Одними из активных организаторов восстания казахов этого окр. были Сейтен и Тайжан Азнабаевы из рода Каржас. В многочисленных архивных материалах они значатся и как ближайшие сподвижники Кенесары-хана.

На место назначенных и сосланных батыров вставали другие. Так, предводителем восставших Тортульской волости Баянаульского округа был Таймас Бектасов. Впоследствии он стал одним из ближайших советников хана по военым вопросам. В архивных документах того времени о нем писали следующее:

« он был безотлучным от Кенесары и во всяком нападении на русские отряды находился действующим лицом, давал нередко Кенесары советы, как противодействовать русским, за что его любил Кенесары, который почти из одной чаши делил с ним пищу. »

В число известных батыров хана входил Жанайдар-батыр из рода Суюндук. Среди активных проводников движения встречаются имена Олжабая Бабекина, Чапчака Кейкина и Тумата Сайдыкова. Одной из традиционных форм сопротивления колониальным акциям российских властей была откочёвка племени. Так, в период восстания из Баянаульского округа откочевали род Айдабол с бием Чантуриным, часть аулов Орманшы-Тортульской волости со старшиной Олжабаем.

Волости

«Временное положение» об управлении областями

Одним из важнейших событий в жизни края было введение 21 октября 1868 года царским правительством «Временного положения» о порядке управления Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областями. Тогда в составе последней был создан и Павлодарский уезд[1].

Уезд располагался в северной части Семипалатинской области, занимая обширную территорию, простиравшуюся от границ Каркаралинского уезда на юг, и до Томской губернии на восток и северо-восток. На запад же уезд примыкал к Акмолинской области, на юго-востоке граничил с Семипалатинским уездом. Территория уезда составляла 103788,2 кв. версты, а население, на начало XX века — 160270 чел., из них 144160 были представителями казахских кочевых племён, 8800 — казаки, остальные были крестьянами, мещанами и представителями других сословий Российской империи.

Во второй половине XIX — начале XX века на территории Павлодарского уезда начался процесс активного переселения крестьян из европейской части России. Основной формой хозяйства казахов было кочевое и полукочевое скотоводство, однако, изъятие российскими властями земельных участков у коренного населения под распашку породило новую социальную прослойку общества — жатаков. Труд последних использовался у казачьего населения Иртышской оборонительной линии, у крестьян уезда и соседней Томской губернии. Значительная часть казахского населения уезда была вынуждена платить арендную плату за пользование землей своих предков казакам и крестьянам[1]. При этом они продолжали платить кибиточную подать в местах своих «причислений».

Заселение уезда переселенческим крестьянством вызвало необратимый процесс массового изъятия наиболее плодородных земель кочевников. Одной из ярких страниц из жизни края является участие наших земляков в составлении знаменитой «Каркаралинской петиции». В июле 1905 года в адрес Министерства внутренних дел России поступило прошение, состоящее из 47 пунктов, отражающих наиболее актуальные и судьбоносные проблемы казахского населения степного края. Среди авторов этого юридического документа были: мулла Омархан Музафыров из Атагозинской волости Павлодарского уезда, Апык Джолшарин из Едрейской волости Каркаралинского уезда и Темиргали Нурекенов из Сейтеновской волости Семипалатинского уезда.

Кроме того, 20 мая 1907 года те же проблемы казахского населения были подняты 12 уполномоченными на частном совещании, созванном степным генерал-губернатором в Омске. Среди них были три казаха — Мухамед Кабир, Искак Бердалин из Павлодарская волости и Ильяс Джанкарин из Теренкольской волости.

Примечания

Литература

Павлодар. Павлодарская область. Энциклопедия, Павлодар., 2003; Казахстан, А-А., 1969 (Павлодарскаое Прииртышье)


Wikimedia Foundation. 2010.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Павлодарское Прииртышье в XIX" в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»