Харьковский институт труда

Харьковский институт труда
Харьковский институт труда
(Всеукраинский институт труда)
(ВИТ)
Год основания

1921

Реорганизован

Институт рационализации управления

Год реорганизации

1930

Тип

Государственный

Директор

Фёдор Романович Дунаевский

Расположение

Харьков, УССР

Юридический адрес

Украина, город Харьков, Госпитальный пер., 3.

Харьковский институт труда (Всеукраинский институт труда) - научно-исследовательское учреждение, действовавшее в Харькове (Украина), в 1921 - 1930 гг. Осуществлял исследовательские проекты в области оптимальной организации труда и управления, психологии интеллекта и профессионального отбора, использования счётно-аналитической техники в народном хозяйстве. Исследователями ХИТ была организована первая в СССР машиносчётная станция для научных расчётов и первая в СССР машиносчётная станция для использования в народном хозяйстве.

Ведущие научные сотрудники Ф.Р.Дунаевский, М.Ю.Сыркин, Е.Г.Либерман.

Содержание

История

Образован постановлением СНК УССР «Об учреждении Института научного изучения труда» в 1921 г. по инициативе кружка харьковских энтузиастов. Создание института было частью развернувшегося в СССР движения НОТ.

ХИТ предложил видение НОТ, предполагавшее междисциплинарный исследовательский подход. Для достижения общей цели – максимальной эффективности труда – предполагалось синтезировать методы психологии, физиологии, техники, экономики и организации труда (тейлоризма) и реализовать систему мероприятий в масштабах как отдельного предприятия и в общегосударственном. Для предприятия таковыми должны были стать: организационный (операционно-функциональный) анализ, подбор сотрудников, разработка оптимальных схем организации, инструктирование и тренировка исполнителей, соблюдение “биологического оптимума” работы и сбережение рабочей силы, стимуляция работников; в масштабе общегосударственном: создание кадастров материальных ресурсов, технического, рабочей силы и профессиографического; создание общегосударственной системы рационального трудового комплектования; государственное планирование; рационализация системы трудового образования; охрана труда.

Институт создавался как организационная площадка, куда будут привлечены «научные силы» и где для заинтересованных специалистов будут созданы условия для результативной исследовательской деятельности. Институт размещался по Госпитальному пер., 3. К 1924 г. библиотека ХИТ насчитывала 6718 изданий, в т. ч. 2650 на иностранных языках, и выписывала германские, английские и американские журналы. Была сформирована научная картотека. Институт находился в ведении Южбюро ВЦСПС (1921 г.), с 1922 г. - Наркомпроса Украины, НК Рабоче-крестьянской инспекции Украины.

В составе института действовали научно-исследовательские группы, формируемые по проблемному принципу в направлениях психологии интеллекта и профессионального отбора (М.Ю.Сыркин), организационного анализа (Ф.Р.Дунаевский), использования счётно-аналитической техники в НИР и хозяйстве (Е.Г.Либерман). Действовали психологическая лаборатория и лаборатория организационного анализа. Наличие среди ведущих исследователей ХИТ сильного математика, выпускника ф.-м. факультета Харьковского университета М.Ю.Сыркина обуславливало широкое использование в работах ХИМ современных математико-статистических методов. ХИТ был ориентирован на современную ему американскую и немецкую науку, привлекая инновации из хозяйственной практики США и Германии.

В 1925 г. в ХИТ была создана первая в СССР машиносчётная станция, использованная для научных экономических и хозяйственных расчётов. Специалистами ХИТ была создана первая в СССР машиносчётная станция на промышленном предприятии (харьковский завод сельскохозяйственного машиностроения «Серп и Молот»). Впервые в СССР предложена и испытана на практике система производственного учёта по методу Standard Costing. Созданы эффективные методики психологического тестирования, измеряющие интеллектуальные способности и определяющие профессиональные склонности человека.

В 1929 г. деятельность ХИТ подверглась идеологически окрашенной критике. Ведущие учёные были обвинены в меньшевистских и проч. «уклонах» и покинули ХИТ. Идеологический разгром ХИТ совпал с реформами в области организации науки и образования в СССР. В 1930 г. институт был разделён, реорганизован в Институт рационализации управления и фактически лишён научно-исследовательских функций.

Исследовательские проекты

Профессиографические характеристики

В 1921 г. работа института строилась вокруг программы обследования промышленных предприятий Харькова. По её результатам предполагалось разработать «оперативный реорганизационный план» промышленности города. На заводах ХПЗ, «Серп и Молот», Электросила в цехах по горячей обработке металла были подвергнуты медико-антропологическому обследованию более 1300 рабочих. Была составлена санитарно-гигиеническая характеристика профессий литейного дела, сделано детальное писание процесса работы для каждой профессии. Данные подверглись статистической обработке. Составлялись профессиографические характеристики, должные лечь в основу методик профессионального отбора. В 1922 г. работы были свёрнуты из-за урезания финансирования.

Профессиональный отбор и «учебное выдвижение»

Были созданы эффективные методики психологического тестирования, при анализе данных использовались современные инструменты статистического анализа. Сотрудники института начали проводить масштабные обследования рабфаковцев, учащихся средних и высших учебных заведений города. По распоряжению М.В. Фрунзе в программу экспериментов были включены красноармейцы и курсанты военных школ. В 1925 г. тестированием были охвачены 15 000 человек. Психологи ХИТ предложили Наркомпросу проект т.н. «учебного выдвижения». Предлагалось ввести тестирование интеллектуального развития учащихся начальной школы, квотируя для наиболее успешных учащихся места в учебных заведениях более высоких ступеней. Был подсчитан экономический эффект от подобного нововведения. Стоимость тестирования исчислялась несколькими сотнями тысяч рублей, экономия на расходах по обучению малоспособных в вузах – миллионами. Работы института, имевшие особую актуальность для СССР, где в 1920-е гг. проводилась «классовая» политика в образовании, приведшая к резкому ухудшению качества подготовки абитуриентов, получили позитивные отклики в Германии, Бельгии и США, но «по политическим причинам» не были восприняты Наркомпросом.

Организационный анализ

В 1922 г. учёные ХИТ разработали методику организационного анализа. С помощью функциографических схем наглядно отображались пути, затрачиваемое на операции время и загруженность звеньев административных цепочек, выявлялись «узкие места» и лишние процедуры.

На практике метод был впервые применён при обследовании харьковской Биржи труда. В октябре – декабре 1923 г. была обследована работа по приёмке налогов в Харьковском губфинотделе. Исследователи выявили излишние, не несущие существенной нагрузки операции и составили оптимальную схему работы. Количество инстанций прохождения документов сокращалось с 5-ти до 2-х, 3 регистрации заменялись 1-й, 3 формы документов – также 1-й. Был проведён хронометраж операций и в соответствии с выявленной пропорцией затрачиваемого на них времени перераспределены по рабочим местам сотрудники. После длительных обсуждений в Наркомфине, в мае – августе 1924 г. проект ХИТ был опробован. По новой схеме работы очереди были полностью устранены, а процесс приёмки налогов ускорялся в 4 раза при той же численности занятого персонала.

Аналогичные работы в 1924 г. были выполнены для харьковских кооперативных сбытовых сетей ВУКС, ХЦРК и «Ларёк». Необходимо было выяснить причины жалоб клиентуры на работу ВУКС и отказа покупателей от её услуг. Нелепость установленной в ВУКСе системы отпуска товаров была очевидной. Проведенный хронометраж показал, что только 10 – 15% времени, уходившего на исполнение заказа затрачивалось продуктивно – на отбор и упаковку товара, расчёт и документирование; остальные же 75% времени уходили на «ожидание до и после операции», т.е. терялись в ходе прохождения формально-контрольных инстанций. Разработанный специалистами института в июне 1924 г. проект «рационализации» сокращал количество инстанций с 28 до 9, число документов с 16 до 6, число операторов с 20 до 8. Время выполнения заявки сокращалось в 7 – 8 раз (т.е. с более чем недели до одного дня).

Проект по исследованию оборота товаров в розничных сетях харьковских кооперативов ХЦРК и “Ларёк” (45 и 40 розничных магазинов снабжаемых с центрального склада) был комплексным и включал рационализацию техники ведения складского учёта (замену цельной фактуры формой с отрывными талонами, перевод с книжной системы учёта на карточную, принцип дифференциального учёта отпуска товаров по типам покупателей), проект нормирования запасов, образцы необходимых документов, инструкций и штатов. Были сделаны два варианта учёта, один из которых предусматривал использование счётно-статистических машин «пауэрс». Применение новой системы в разы уменьшало объём товарного капитала в обороте при более эффективной регулировке ассортимента товаров в сети. Механизация делала учёт ещё более точным, и удешевляла его почти вдвое.

Машинизированный учёт

Интерес к использованию счётно-аналитической техники стал логичным следствием развития работ в направлении организационного анализа и исследования «типичных массовых операций». Оптимальные операционные цепи и детально разработанные формы документооборота делали преимущества механизированного учёта слишком очевидными. Использование механизированного учёта открывало широкие возможности для статистического анализа процессов производства и управления.

«Эти электрические машины означают дешёвую энергию для просвечивания хозяйственных процессов на той глубине. на которой становятся видимыми их корни и причины. В известном смысле, они могли бы сыграть такую же роль для изучения сложнейших организационных процессов, какую Тейлоровский хронометр сыграл для изучения простейших операций»

В октябре 1924 – январе 1925 гг. были изучен опыт использования счётно-аналитических машин в странах Европы и США. Закуплено оборудование и развёрнута первая в СССР машиносчётная станция. Была проведена серия экспериментов по моделированию механизированного учёта в торговле и на производстве, статистической обработке данных психологического тестирования и социологического анкетирования. Рассчитывалась рентабельность применения механизированного учёта для различных учётных и хозяйственных задач.

В 1925 г. группой Е. Либермана был предложен новый крупный проект по реорганизации учёта налогов в УССР, включавший его перевод на механизированную основу. Упрощённые формы учёта индивидуальных уплат должны были передавать на центральную станцию НКФ и здесь механическим способом инкартироваться и, далее, подвергаться сортировке в порядке любых требуемых группировок, подсчитываться, распечатываться в ведомостях и сводных таблицах фискального, статистико-бюджетного и кассового бухгалтерского учёта. Решалась проблема оперативности и точности. Низовые финансовые органы (кассы и финотделы) освобождались от трудоёмкой обработки первичной документации и от необходимости вести сводную отчётность. Высвобождался квалифицированный персонал. Контингент инкассаторов налога расширялся за счёт касс почтовых, банковских и сберегательных. НКФ получал возможность оперативного статистического анализа налоговых поступлений с невозможной при ранее заведенном порядке глубиной. Проект был рентабельным; его реализация окупала бы себя уже в первый год работы.

Промышленный учёт Standard Costing

Начатые в 1925 г. опыты по механизации производственного учёта получили развитие на харьковском заводе сельскохозяйственного машиностроения «Серп и Молот». Разработанные институтом калькуляционные и зарплатные ведомости, таблицы расхода товаров, статистические таблицы, которые заводом не делались, убедили руководителей завода и треста, что «ради механизации стоит ломать существующую громоздкую систему». В марте 1927 г. Е. Либерман дал оценку стоимости проекта полной машинизации учёта на предприятии. Наряду со вполне зримой экономией средств, проект должен был дать и заводу и институту широкие аналитические возможности, необходимые для действенной “рационализации” (оптимизации) производственных процессов и их исследования.

Развивая предложения по машинизации, в 1927 г. Е. Либерман предложил заводу свою версию американской системы производственного учёта Standard Cost, основанную на аналитическом расчёте «нормальных» производственных издержек и выявлении отклонений от них на практике. Её использование давало возможность оперативно выявлять перерасход (или экономию) ресурсов цехами и анализировать его причины, разлагая их по факторам производства.

Однако, практическая реализация предложений ХИТ натолкнулась на сложности, связанные с низкой культурой производства на предприятии. Проект встречал сопротивление персонала. Тяжело решалась проблема постановка первичного учёта. Сотрудникам института требовалось наново решать проблемы методологического порядка: на заводе не была поставлена номенклатура и спецификации деталей, в зачаточном состоянии было расценочное дело. К началу 1930-х гг. работы на «Серпе и Молоте» были всё ещё далеки от завершения.

Индустриальное полеводство

С 1924 г. в ХИТ под руководством Ф. Дунаевского выполнялся крупный исследовательский проект посвящённый постановке т.н. «индустриального полеводства». Проекту придавалось большое значение, сельское хозяйство Ф. Дунаевский справедливо рассматривал как наиболее важную отрасль экономики. Идея Дунаевского заключалась в том, чтобы исследовать экономические возможности зернового сельскохозяйственного производства, при его переходе на новую техническую базу.

Рассматривались и сравнивались три возможные модели крупного сельскохозяйственного предприятия: полностью тракторное хозяйство, хозяйство на смешанной конно-тракторной тяге, традиционное конное хозяйство. Анализировалась блоки вопросов рентабельности, общего народнохозяйственного эффекта и социальных последствий «насаждения». Исследование строилось как на расчётных технических и статистических показателях (для тракторной техники и экономики сельского хозяйства), так и на статистической обработке показателей деятельности действовавших совхозов.

Согласно расчётам Ф. Дунаевского, наиболее рентабельным было бы хозяйство, использующее 5 тракторных отрядов по 10 упряжек и обрабатывающее 7500 десятин силами 100 занятых рабочих. Для чего требовалось 500 тыс. рублей капиталовложений. Свои расчёты Ф. Дунаевский строил на использовании квалифицированного высокооплачиваемого наёмного труда. Даже без радикального усовершенствования агрокультуры, тракторные хозяйства обладали высокими показателями товарности, были рентабельны, и показывали бы на порядок большую (в 43 раза) производительность труда.

По оценкам Ф. Дунаевского, удачный ход эксперимента и, как следствие, развёртывание промышленного полеводства в степной Украине, уже при существующей урожайности означало бы увеличение объёмов товарного хлеба на 270 млн. пудов в год. Высвобождавшиеся трудовые ресурсы в крестьянских хозяйствах должны были перетекать в отрасли с высокой трудоёмкостью – скотоводство и огородничество, а также в выращивание технических культур.

Особенно экономически привлекательной была схема постепенного перехода к механизированному производству, предполагавшая постепенное высвобождение конного инвентаря и постепенное перераспределение финансового потока, затрачиваемого на возобновление их капитала, на закупки тракторной техники. Этих внутренних финансовых ресурсов было бы достаточно для полного технического переоснащения сельского хозяйства степной Украины за 7 лет. Экономические стимулы исключали необходимость насилия в отношении крестьян. Предложения Ф. Дунаевского полностью соответствовали практике «зернового Форда» Т. Кэмпбела, создавшего в 1922 г. аналогичное хозяйство в штате Монтана (США). Характеристики хозяйства Campbell Farming Corporation упоминаются в работах Дунаевского.

Практическая реализация предложений Дунаевского также затягивалась. Длительные согласования и дискуссия в экономической прессе остались бес-плодными. Советская партийно-хозяйственная бюрократия времён НЭПа с присущим ей культом чиновничьего формализма и копеечной экономии предложения учёных ХИТ заболтала. Создать опытное хозяйство, быстро выродившееся в ординарный совхоз, институт смог уже после начала сплошной коллективизации.

Библиография

Михайличенко Д.Ю. Всеукраинский институт труда и становление харьковской школы научного менеджмента (1921–1930 гг.) // Гілея: науковий вісник. Збірник наукових праць / Гол. ред. В.М. Вашкевич. – К.: ВІР УАН, 2012. – Випуск 60 (№5). – С.100 - 106.[1]; [2]

Примечания

См. также

Либерман Евсей Григорьевич

Научная организация труда

Харьковская психологическая школа


Wikimedia Foundation. 2010.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Харьковский институт труда" в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»