Устян, Артур Рустамович

Устян, Артур Рустамович

Артур Рустамович Устян (род. 11 сентября 1973 года, Тбилиси) — политолог, кандидат политических наук (2002), профессор Гуманитарного Института имени Столыпина.

Родился в семье военнослужащего. Окончил факультет политологии Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ) по специальности «Геополитика». В 2002 году в МГУ защитил кандидатскую диссертацию на тему «Концептуальные основы внешнеполитической стратегии России в начале XXI века».[1] Преподавал на кафедре политологии и истории Института бизнеса и политики Москвы[2], в Институте социальных наук. Декан экономического факультета Гуманитарного Института имени П. А. Столыпина[3].

Работы Устяна А. Р. носят неохристианский характер, посвящены исследованию новой мировоззренческой политической концепции развития России в XXI веке: при этом «Неовизантийская концепция» выступает как концепция переосмысления идеи «византизма» на базе современных научных достижений, носящих во многом междисциплинарный характер.[4] Устян — автор первых книг по неовизантизму: «Неовизантизм как евразийская геополитическая стратегия развития России в XXI в.» (2002) и «Политическая концепция неовизантизма» (2003)[5].

Содержание

Высказывания

« Византизм – это политическое выражение абсорбированного восточным христианством сократо-аристотелевской философии и доведённой до евразийской светско-христианской культур-цивилизационной и мировоззренческой системы ценностей и координат. Византизм – это политический катехон христианизированной сократо-аристотелевской философии, основанной как на аристотелевской, так и на анахтовской логике. Византизм – это политическое ментально-мировоззренческое, цивилизационное, политико-идеологическое, политико-философское и геополитическое выражение христианизированного восточного эллинизма, организационно доведённого им до общехристианской евразийской политической религиозно-философской и мировоззренческой системы развития.[6] »

Основные положения учения

Неовизантийская политическая философия Устяна А. Р.:

1. Византийская политическая философия во главу угла ставила не только государственность, религиозный фактор, монархические традиции, государственный патернализм, «нравственное совершенствование», но и гражданские традиции, и человеческую личность. При этом византийская культура лежит в основе евразийской цивилизации, сложившейся на Востоке Европы. Впоследствии и Запад, и Восток Европы оказались под влиянием христианства, лежащего в основе европейской культуры. Двухтысячелетняя история Европы показала, что развитие её культуры связано с христианством. Европейская христианская культура родилась в вере и развивалась на вере, формировавшей и духовные, и эстетические ценности. Именно культура устанавливала нормы отношений с Богом, с самим собой и другими людьми.

2. При этом христианство воспринимается как философия, выросшая на базе всех учений древности, органически соединившая пифагорейско-платоническую науку с египетско-вавилонской мудростью, направленной на важную (основополагающую) сущность восточного христианства (византийского евразийства) — «сочетающееся единство».

3. Главная особенность восточного христианства (византийского евразийства) — не подавление, не ликвидация не гегемонизация какого-либо явления общественного бытия, а диалог и необходимость, плодотворность различий, антагонизмов, конкуренции, в которой присутствует взаимодополняемость и движение. Диалог в центре внимания.

4. При этом неовизантийская философия рассматривается как диалог различных мировоззрений как полицентрическая, как мозаика и множественность культур в их единстве и многообразии. Нет противостоящих друг другу идеологий, ибо сам диалог и есть идеология.

5. Для неовизантийской философии характерно проявление двух тенденций: к универсализму и глобализму, с одной стороны, к автономии и национальной самобытности — с другой.

6. Отмечая роль религии, неовизантийская философия выделяет и ту огромную роль, которую играют экономика и политика.

7. Изначально византизм выступал и продолжает выступать (неовизантизм) как идея, пересекающая границы государств, и ведущая к становлению «транснационального и континентального мира».

8. Общая универсальная философия (онтология), единство свободы и истины, связь человека с Верой и Церковью, «Поствизантийская Ойкумена», «Единая Поствизантийская Культура и Религия», «Ассоциация» как принцип создания «Неовизантийского Сообщества».

9. Неовизантизм — это философская теория интеграции, но в то же время и идеология универсализма, «сочетающегося единства».

10. При господстве нигилизма и туманного плюрализма неовизантизм выступает как новая философия Евразии — «Евразийский Либерал-Консерватизм», вполне совместимый с философией конструктивно-объективного «идеализма и материализма».

11. Неовизантизм — это теория, связывающая человеческое бытие с богословской философией и Церковью, христианскую теологию с социальной структурой и реальной политикой.

12. В рамках неовизантийской философии общество рассматривается как множественность, плюрализм вер и национальных культур, каждый индивидуум имеет собственную частную культуру, и они должны объединяться на основе не только толерантности и солидарности, в основе которых лежат эстетические принципы, но и на основе морали и религии.

13. Неовизантийская философия — это и политическая философия объединения. «Евразийский Либерал-Консерватизм» исходит из того, что «Неовизантийское Сообщество» должно синтезировать культуры и создать общую культуру национальных государств и направить их к новой национальной неовизантийской культуре.

14. Неовизантийская философия отстаивает принцип «неовизантийского сообщества», который фундирует объединение поствизантийских стран, а двигателем выступает христианская религия (православие). «Неовизантийское единство» — это переход к новой форме организации человеческого общества на Евразийском континенте. Это политическое неохристианство, а не доктринальный индивидуализм и не мультикультурное общество. На этом фоне (с учётом «феноменальной конгениальности неовизантизма»), безусловно, актуализируется «диалог с исламом» (в рамках «диалога цивилизаций»), который возможно приведёт в XXI веке к «христианско-мусульманской евразийской ассоциации».

15. Богословский анализ «византийского христианства» отражают общемировые тенденции глобализма и регионализма. Претензии на новую общую теорию и политическую философию преодоления раскола Евразии. С чётким и недвусмысленным пониманием того, что Евразия — сумма различных цивилизаций и ассимилировать их культуры, веры, традиции не представляется возможным и нужным.

16. «Евразийский Либерал-Консерватизм» отстаивает принцип «Свободная Евразия», развивающаяся на принципах партнерства, этики и морали, взаимных обязательств, религии. «Новая Евразия» — это не просто географическое пространство, а «Евразия Свободы». Строительство «Соединенных Штатов Евразии» — это формирование общего евразийского и духовного пространства и «новой истории без войн». В материальной сфере — развитие новых технологий, в науке — слово и эксперимент, в природе — защита окружающей среды, в общественном самосознании — новые религиозные творческие отношения. Евразийская общая политика во многом ориентирована на человека. При этом Церковь играет важную моральную, этическую и духовную роль в создании общего блага, которое выходит за пределы личности, страны и имеет международный характер. Это значит, что «евразийская культура» не может быть сведена к культуре экономической, не может развиваться только в частной сфере, гедонистически быть ориентированной только на потребление. Культура находится в опасности, должна противостоять гегемонии экономических факторов в низведении человека в ранг простого потребителя. При этом «Неовизантийское Сообщество» выступает «локомотивом», ведущим по пути социального и культурного объединения Евразии, и Церкви здесь отводится активная роль.

17. Неовизантийская философия ведёт к формированию «Человека Евразии», универсального человека. Причем человек выступает не только "независимой индивидуальностью, но и как представитель национального коллектива, как член семьи евразийских наций, а будущее — как евразийское сообщество людей, «Евразия личностей». Формирование такого человека и должно идти в рамках христианской этики и морали. Общее благо здесь представляется как создание некоей общности с единой христианско-мусульманской духовной основой. Общеевразийское благо понимается как создание содружества наций, общеевразийская кооперация и сотрудничество. Всеобщее евразийское (неовизантийское) благо — это поиск взаимопонимания, консенсуса между народами Евразии, расширение экономических, политических, культурных связей, совместная деятельность в самых различных сферах, формирование нового поколения творческого и культурного, способного преодолеть «Балканизацию Евразии».

18. Неовизантийская философия ведёт к формированию мировоззрения «Всеобщего Евразийского (Неовизантийского) Блага», понимаемого не только как сумму национальных интересов государств, но и как «интегрированное благо сообщества».

19. Неовизантийская философия признаёт экономический фактор как один из многих факторов интеграции, направленной на сочетание духовной концепции «византийского христианства» с прагматическими целями «Неовизантийского Сообщества» на базе т. н. «Византийского Христианского Прагматизма» (например, политической и валютно-экономической интеграцией Евразии).

20. Объективность и необратимость общеевразийского процесса кооперации и интеграции обусловливает и движение к общему толерантному правовому, культурному, духовному пространству. Здесь играет важную роль Церковь, влияющая, формирующая духовное и нравственное состояние народов. Мир, стабильность, процветание, культура, просвещение, наука, вера, терпимость, взаимоуважение, очевидно, благо всех евразийских народов.

21. На фоне вышеизложенного неовизантизм выступает и как концепция устойчивого развития с гуманистической направленностью. В основе которой лежит гражданское общество. Напомним о наличии в средневековой Византии зачатков «гражданского общества». Так, например структура византийского «гражданского общества» была следующей: а) негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, «предпринимательство»); б) совокупность не зависимых от государства производителей (частные «фирмы» и корпорации); в) политические партии и общественные объединения; г) сфера воспитания и негосударственного образования; д) семья; е) церковь. Также византийское «гражданское общество» обладало следующими признаками: а) самоуправляемость; б) конкуренция образующих его структур и различных групп людей; в) жизнедеятельность, основанная на принципе координации; г) многоукладность экономики; д) легитимность и демократический характер власти; е) правовое государство; ж) сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей. При этом в самом широком смысле устойчивое развитие включает все виды устойчивости (не только экологическую, но и политическую, демографическую, социальную, экономическую, техногенную и т. п.). В современном «глобализирующемся мире» устойчивость приобретает решающее значение.

22. «Неовизантизм» это ещё и экономическая стратегия государства направленная на создание необходимых условий для развития морально-ответственной социальной рыночной экономики, социально-ответственного предпринимательства, в условиях их становления, и обеспечения необходимых условий для стабильного развития.

Устян А. Р. и Ареввизм

Устян А. Р. основоположник «армянского» ответвления неовизантизма — ареввизма (армяно-византийского евразийства). Представители: Н. М. Северикова. Кратко его суть можно изложить следующим образом: Ареввизм сочетает обращение к К.Леонтьеву и евразийцам с глубокими экскурсами в историю Византии и Армении. Согласно ареввистам, именно Армения является связующим звеном между Византией и Россией, и именно на «армянскую силу» надо опираться. Кроме того, ареввисты призывают армян принимать православие, оставив бесперспективное «монофизитство».

Основные труды

  • Неовизантизм как евразийская геополитическая стратегия развития России в XXI веке. — Москва.: Институт Социальных Наук, 2002. — 215 с. (монография)
  • Политическая концепция неовизантизма. — Москва.: Институт Социальных наук, 2003. — 435 с. (монография)
  • Политическая философия неовизантизма. — Москва.: Институт Социальных наук, 2005. — 206 с. (монография)
  • Основополагающие принципы и подходы по созданию Христианской политической системы и Президентской Монархии в России на основе политической философии неовизантизма и христианского социального учения. — Москва, 2007. — 46 с.
  • Политическая философия ареввизма. — Москва, 2007. — 519 с. (монография)
  • Политическая философия русского византизма и ареввизма. — Москва, 2009. — 355 с. (монография)
  • Византийская политология: теория и практика. — Москва., 2009. — 273 с. (учебник)

Примечания

Ссылки

См. также


Wikimedia Foundation. 2010.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Устян, Артур Рустамович" в других словарях:

  • Устян — Устян, Артур Рустамович Артур Рустамович Устян (род. 11 сентября 1973 года, Тбилиси) политолог, кандидат политических наук (2002), доцент. Родился в семье военнослужащего. Окончил факультет политологии Международного независимого эколого… …   Википедия

  • Artur Ustian — Artur Rustamovich Ustian (Russian: Артур Рустамович Устян, born 1973, Tbilisi) is a Russian Armenian political scientist. He earned his doctorate in 2002. Ustian is the dean of the faculty of economics of Moscow Stolypin Regional Humanitarian… …   Wikipedia

  • Международный независимый эколого-политологический университет (Академия МНЭПУ) — Координаты: 55°48′57.13″ с. ш. 37°31′39.2 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»