О начале человеческой истории

О начале человеческой истории

О начале человеческой истории — философско-естественнонаучный трактат Б. Ф. Поршнева, подготовленный к печати в 1972 году и посвященный проблемам антропогенеза. Над книгой автор работал около 25 лет и она была опубликована посмертно в 1974 году московским издательством «Мысль» в урезанном виде (по требованию редакции были элиминированы главы, посвящённые трупоядению и освоению огня). В полном виде по рукописям, хранившимся в РГБ, монография была дважды опубликована в 2006 и 2007 гг.

Содержание

История создания и публикации

По словам самого Б. Ф. Поршнева, с середины 1920-х годов он задумал обширное исследование под условным названием «Критика человеческой истории», причём «О начале человеческой истории» принадлежит средней части указанного исследования. (В первой части на основе анализа ряда проблем истории, философии и социологии должна была быть обоснована необходимость пересмотра взглядов на начало человеческой истории, во второй части — наметить сдвиг в изучении проблем начала человеческой истории, в третьей — рассмотреть историю человечества с позиций, намеченных во второй части.)

Разработка концепции заняла около 25 лет, её этапы отражены в многочисленных публикациях Б. Ф. Поршнева в 1960-е гг. В 1971 г. автором была подана заявка в издательство «Мысль» на текст объёмом 27 печатных листов (п.л.), но сданная в редакцию рукопись имела объём 35 п.л. В условиях плановой экономики превышение объёма рукописи означало перерасход государственных средств, поэтому автору пришлось удалить главы 6, 7 и значительную часть главы 8 (данные даются по изданию 2006 г.). После окончания типографских работ, на стадии подготовки к печати, главный редактор Главной редакции социально-экономической литературы подверг сомнению соответствие взглядов Б. Ф. Поршнева марксистской трактовке антропогенеза. Он отказался подписывать рукопись и заявил, что она должна быть обсуждена в Академии общественных наук при ЦК КПСС. Обсуждение состоялось, по его результатам было рекомендовано автору доработать отдельные положения. После этого в издательстве приняли решение рассыпать типографский набор, каковое решение было одной из причин кончины Б. Ф. Поршнева.

В 1974 г. посмертно было осуществлено урезанное издание, причём книга пользовалась большим успехом у интеллигентного читателя, но прошла почти незамеченной официальными научными изданиями. В 2000-е гг. полный текст монографии был подготовлен к печати по рукописям, хранившимся в РГБ. Работой руководили О. В. Вите и Г. Р. Контарёв (скончавшийся в 2000 г.). Монография с объёмом, увеличенным на треть (640 страниц против 420 в издании 1974 г.) увидела свет в 2006 г. в московском издательстве «ФЭРИ-В» тиражом 5000 экз. Имелись и некоторые вольности: некоторые названия глав были присвоены редакторами, изменён порядок следования глав и т. д.

В 2007 г. санкт-петербургское издательство «Алетейя» выпустило полный текст монографии в редакции 1972 г. (до сокращения) с научным комментарием О. Т. Вите и значительно расширенным научно-справочным аппаратом, дающим представление о новых достижениях в области антропогенеза и палеопсихологии, сделанных уже после кончины автора. Объём этого варианта — 720 страниц.

Содержание

Формирование физического облика

Книга направлена против попыток углубления истории человечества. Согласно Поршневу, человек появился не миллионы лет назад, а всего 40-35 тыс. лет назад. Он был категорически против зачисления австралопитеков, питекантропов и неандертальцев в ряды людей, поскольку основной отличительной чертой человека, по его мнению, являются не прямохождение или изготовление орудий труда, а речьвторая сигнальная система»). Речь же, в свою очередь, является следствием развития лобных долей мозга, которые наблюдаются исключительно у Homo sapiens.

Для обозначения «высших прямоходящих приматов» Поршнев реанимирует линнеевское понятие троглодита (троглодитиды), к коим он относит мегантропов, гигантопитеков, австралопитеков, археоантропов и палеоантропов. Поршнев полагает, что предки человека не охотились, а занимались некрофагией. Этот вывод он делает на основании того, что троглодитиды не могли сразу потеснить хищников плейстоцена (махайродов), поэтому им приходилось «доедать» за ними. Прямохождение австралопитеков началось с того, что им пришлось освободить передние лапы для переноски камней, чтоб раскалывать черепа и крупные кости трупов, а также для слежения за птицами, которые слетались для пожирания падали. Б. Ф. Поршнев настаивает, что инстинкты использования камней для раскалывания крупных костей животных, а также черепов или орехов имеется не только у всех приматов, но даже у хищных птиц. Первые каменные орудия троглодитид предназначались исключительно для освежевания и разделки трупов. Обработка камней очень рано ознакомила их с огнем, который первоначально использовался для отгона москитов и, может быть, маркировки «своей» стаи по запаху преимущественно сжигаемых растений (80-90 % зольных остатков на одной из крымских стоянок приходится на можжевельник), потом — и вытапливания костного мозга из губчатого вещества скелета. При этом огонь использовался в виде тления растительной подстилки, а не открытого пламени.

Прогрессивность палеоантропов по мысли Поршнева заключалась в способности подражать звукам других зверей и через то вступать с ними в симбиотические отношения (с гиенами и даже дельфинами), которые и заложили предпосылки для одомашнивания животных впоследствии, а в тот период позволяли кормиться от остатков добычи ведущего животного (между леопардом — который забивает большее количество копытных, чем необходимо ему для пропитания — и гиеной существует резкое противостояние: леопард никогда не охотится в местах обитания гиен, а гиены хорошо приручаются человеком). Доказательство этому находится в отсутствии у крупных кошачьих и гиеновых страха перед огнём, а у тигра даже имеется инстинкт перепрыгивания через горящий огонь, что показывает практика дрессировщиков.

Очередной кризис экологических ниш привел неандертальцев к каннибализму («адельфофагия») и внутрипопуляционным убийствам, что способствовало внутренней дифференциации и появлению захоронений — механизм торможения стал препятствовать утилизации трупов собственного вида. Одновременно появляется охотничье оружие, которое может быть использовано только против человека, но не других крупных млекопитающих того времени. Таким образом выделились неоантропы как своеобразная «каста» послушных исполнителей, чему способствовала гипертрофия лобных долей головного мозга. Неоантропы стали основным пищевым ресурсом палеоантропов, что по мысли Б. Ф. Поршнева, могло привести как к сосуществованию этих популяций (в некоторых кроманьонских стоянках находят не только хорошо обработанные каменные и костяные орудия, но и — в том же археологическом слое — и крайне грубо обработанные макролиты, кроме того, Поршнев полагает, что палеолитические Венеры изображают существ неандерталоидных, а не собственно людей), так и бегству. Некоторые популяции неоантропов стремились избавиться от «диктата» палеоантропов, поэтому очень рано произошло заселение Америки палеоазиатами (раньше, чем заселение собственно Азии) и Австралии. Жесткое противоречие между инстинктом подчинения и адаптивным поведением способствовало взрывному распространению неоантропов по всей поверхности планеты и появлению психических заболеваний.

Старались ли они отселиться в особенности от палеоантропов, которые биологически утилизировали их в свою пользу, опираясь на мощный и неодолимый нейрофизиологический аппарат интердикции? Или они бежали от соседства с теми популяциями неоантропов, которые сами не боролись с указанным фактором, но уже развили в себе более высокий нейрофизиологический аппарат суггестии, перекладывавший тяготы на часть своей или окрестной популяции? Вероятно, и палеоантропы, и эти суггесторы пытались понемногу географически перемещаться вслед за такими беглецами-переселенцами. Но остается очень убедительным вывод современного расоведения: американские неоантропы-монголоиды (индейцы) по своему антропологическому типу древнее современных азиатских, то есть откочевали из Азии в Америку до сколько-нибудь плотного заселения Азии, а из американских южноамериканские древнее североамериканских; австралийские аборигены представляют особенно древний тип неоантропов, то есть переселились сюда в весьма раннюю пору формирования неоантропов. Из этих фактов умозаключение однозначно: на самые далекие края пригодного к обитанию мира неоантропы отселились особенно рано в эпоху дивергенции с палеоантропами. А судя по тому, что расселение ранних неоантропов происходило в особенности по водным путям — не только по великим рекам, но и по океанским течениям, на бревнах, — люди искали отрыва сразу на большие дистанции, передвигались они при этом, конечно, поодиночке или очень небольшими группами.

Но вот процесс разбрасывания то в том, то в ином направлении достигает такого предела, когда по природным причинам простое взаимное отталкивание оказывается уже далее невозможным. Достигнуты ландшафтные экстремальные условия, или океан останавливает перемещение дальше вперед. Но торможение может быть и иного рода: настигают новые волны человеческой миграции, отрываться все труднее. И вот рано или поздно в разных местах не в одно и то же время, но в общем повсюду приходит пора нового качества: взаимного наслаивания мигрирующих популяций неоантропов, откуда проистекают попытки обратного, встречного переселения. Теперь люди все чаще перемещаются не в вовсе необжитую среду, а в среду, где уже есть другие люди, пусть и редкие, где земли, растительности и живности хватает, но где необходимо как-то пребывать среди соседей. Иссякает отлив, начинается прилив. Люди возвращаются к людям. Или — что равнозначно — они уже не отселяются, они остаются среди людей.


С появлением человека палеоантропы не исчезли, но существенно деградировали и кое-где дожили до начала нашей эры, о чем свидетельствуют мифологические образы (сатиры, дэвы). Поршнев склонен доверять сообщениям Линнея и Тульпа, делая вывод о том, что отдельные особи троглодитид могли наблюдаться ещё естествоиспытателями XVII—XVIII вв.

Формирование сознания

Поршнев выступает решительным противником отождествления языка животных (язык пчел фон Фриша) с речью человека, поскольку человеческие сигналы произвольны и образуют синтаксис. Кроме того, существенной чертой антропогенеза оказывается способность к самоограничению («торможению») и сопротивлению суггестии. Это доказывается на материале палеолитического искусства, причём Б. Ф. Поршнев полагает, что некогда был прав Н. Я. Марр, считавший, что пещерная живопись была предшественницей письменности, а не изобразительного искусства. Однако есть и отличия: по Б. Ф. Поршневу изображения предшествовали мышлению, которое может иметь только речевую форму. Первые формы искусства, как-то: прочерченные линии и отпечатки ладоней являются по Поршневу, зримыми следами контрсуггестии — запрета на прикосновения, который мог нарушаться только в темноте пещеры. Реалистические изображения животных и женских фигур, следовательно, предшествовали созданию языка.

Эти древнейшие изображения могут быть рассмотрены в аспекте обхода или возмещения запрета прикасаться. Присмотревшись к изображаемым объектам, мы убедимся, что все они подходят под один общий смысл: «То, чего в натуре нельзя (или то, что невозможно) трогать». Это женские статуэтки, изображающие неприкосновенную мать, причем лицо и концы рук и ног не занимали авторов, смазаны; красная и желтая охра, изображающая огонь, к которому невозможно прикосновение, а также изображающая кровь, то есть жизнь человека; зубы хищников, преимущественно клыки, изображающие пасть животного, прикосновение к которой невозможно; морские раковины, находимые на огромных расстояниях от морского побережья и изображающие недоступное для данной популяции море; тот же смысл изображения недоступного, вероятно, имеют и рисунки хижин, как и пасущихся или отдыхающих диких крупных животных. Все это как бы разнообразные транскрипции одной и той же категории «нельзя», «невозможно», однако преобразованной в «а все-таки трогаем». Кстати, и игрушки наших детей — это преимущественно изображения того, что им в натуре запрещено трогать, к чему они не имеют свободного доступа в окружающей их жизни взрослых. Кажется, что игрушки просто «изображают» разные предметы, на самом деле они и выражают категорию запрета, которым отгорожена жизнь детей от мира взрослых.

Основные тезисы

В скобках указаны страницы по изданию 2006 г.

  • Люди — это вид Homo sapiens, сформировавшийся 40-35 тыс. лет назад (9)
  • Быть двуногим — еще далеко не значит быть человеком (92)
  • Речь появляется только у Homo sapiens (103)
  • Мышление без языка и до языка невозможно (133)
  • Если нет налицо верхних передних формаций лобных долей — значит, нет речи, значит, нет человека (156)
  • Суггестия есть речь минус контрсуггестия (165)
  • Невозможно вообразить себе семейство троглодитид в роли хищников (417)

Источник

  • Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. — М.:ФЭРИ-В, 2006. — 640 стр.

Издания

  • Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. — М.:Мысль, 1974. — 420 стр.
  • Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. — М.:ФЭРИ-В, 2006. — 640 стр. ISBN 5-94138-004-6
  • Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии, СПб.:Алетейя, 2007, 720стр. ISBN 978-5-903354-46-7, под ред. О. Т. Вите

Ссылки


Wikimedia Foundation. 2010.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "О начале человеческой истории" в других словарях:

  • Россия. История: Источники русской истории и русская историография — Основным источником русской истории от древнейших времен до середины XVI столетия (а в отдельных случаях и дальше) служат летописи. Несмотря на почти двухсотлетнее пользование летописями, этот наиболее эксплуатированный источник русской истории… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Философия истории —    1) раздел философии, исследующий предельные основания и смысл человеческой истории. Термин Ф. и. введен в употребление Вольтером. Для рус. мыслителей характерен повышенный интерес к философско исторической проблематике России, стремление… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Философия истории —         раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. Содержание и проблематика Ф. и. существенно изменялись в ходе исторического развития. Уже в античной историографии содержатся определенные… …   Большая советская энциклопедия

  • Философия истории — определение Ф. истории. Под этим названием разумеют: 1) философское обозрение прошлых судеб всего человечества, а также истории какого либо народа (Ф. истории Франции), какой либо эпохи (Ф. истории французской революции) и т. п.; 2) философское… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • КОНЕЦ ИСТОРИИ — термин, выражающий идею, что начиная с какого то ключевого момента времени человеческая история радикально изменит свое течение или придет к завершению. Данная идея только немногим моложе самой науки истории, в рамках которой она периодически… …   Философская энциклопедия

  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ — концепция в составе философского знания, нацеленная на осмысление исторического процесса в целом и анализ методологических проблем исторического познания. Строя модель исторического процесса, Ф.И. разрабатывает определенную трактовку специфики… …   Новейший философский словарь

  • философия истории —         ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ философское исследование истоков, сущности, процессуальной формы истории и смысла исторического бытия; методология познания истории. В первом случае рассмотрению подлежит непосредственно само прошлое, во втором… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Интересные факты и легенды из истории энергетики — 22 декабря энергетики России отмечают свой профессиональный праздник. Впервые электрическое освещение появилось в Москве в 1881 году зажглись первые 100 электросветильников, из которых 24 освещали площадь у Храма Христа Спасителя. В 1883 году… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Институт Экспериментальной Истории — В мире Полудня, описанном в книгах братьев Стругацких, Земля лишь одна из планет, населённых людьми, и считается их исторической родиной. Фактически, она идентична сегодняшней Земле, однако относится к XXII веку нашей эры. Наиболее подробно она… …   Википедия

  • ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II — Учение Считая правильную веру необходимым условием спасения, И. З. в то же время призывал веровать в простоте сердца, не обнаруживая излишнего любопытства и помня, что «природа рассудочных доводов подобна некоему лабиринту и сетям, нигде не имеет …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»