Корнилов, Пётр Евгеньевич

Корнилов, Пётр Евгеньевич
Piotr Kornilov.jpg
Пётр Евгеньевич Корнилов
(1956)
Род деятельности:

искусствовед, педагог, коллекционер

Дата рождения:

1896 год(1896)

Место рождения:

Симбирск

Гражданство:

Flag of Russia.svg Российская империя
Flag of the Soviet Union.svg СССР

Дата смерти:

1981 год(1981)

Место смерти:

Ленинград

Пётр Евгеньевич Корнилов (1896, Симбирск, Россия −1981) — историк искусства, библиофил, коллекционер рисунков, акварелей русских художников конца 19-го — начала 20-го вв. Кандидат искусствоведения, профессор. Организатор охраны памятников культуры в Татарстане, практик и знаток музейного дела. Член Ленинградского общества библиофилов.

Содержание

Биография

Корнилов Петр Евгеньевич учился в Казани, в 1-м реальном училище, в котором П. М.Дульский преподавал рисунок.. В 1922-м году Корнилов уезжает в Петроград, учится в университете. В Казань он вернулся в 1925-м году и поступил на работу в центральный музей Татарской АССР, где стал заведовать отделом древнерусского искусства. В 1925-м году музей организовал выставку «Рисунки и гравюры Д. И. Митрохина». В 1926-м -«В. А. Фаворский». В 1927-м — «Графика И. Ф. Рерберга». Во всех этих изданиях Корнилов был инициатором и основным автором; ему принадлежат около двухсот работ, посвященных графике.

В 1921—1930 гг. возглавлял библиографическое бюро Отдела библиографии Казанского государственного издательства, работал в Центральном музее Татарской АССР в отделе древнерусского искусства. С 1932 г. работал в Государственном Русском музее, затем в Научно-исследовательском музее Академии художеств. Во время Великой Отечественной войны являлся редактором издательства «Искусство». Преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, заведовал кафедрой истории искусства Высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной.

Экслибрис Корнилова.jpg

О своей деятельности в Казани Корнилов писал следующее: "В Казань вернулся в январе 1921-го года, в марте вошел в жизнь. Стал работать в музее и был привлечен в редакцию журнала «Казанский музейный вестник». К этим коротким автобиографическим сведениям Корнилова служит ценным дополнением отрывок статьи Дульского «Казанские современные графики»; он пишет, что Корнилов чувствует искусство и полезными советами помогает казанским графикам, снабжает вступительными статьями к их изданиям и знакомит с новинками столичной графики, до которой сам большой охотник. Корнилов собирает любовно и обладает довольно ценной коллекцией.

Переехав в Ленинград, Корнилов не прерывал связи с Казанью и ее художественной жизнью. В Русском музее жизнь продолжалась в прежнем ритме; многочисленные выставки… Кроме того, Корнилов преподавал в институте имени Репина. Для его библиотеки лучшие графики страны изготовили более сотни экслибрисов.

Экслибрис Корнилова П.jpg

«Я люблю графику», — говорит Корнилов. В коллекции Корнилова этюды И. Е. Репина, В. Д. Поленова, пейзажи И. И. Левитана, М. В. Нестерова, рисунки Н. Н. Ге, П. А. Федотова, Б. М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, Е. Е. Лансере, К. А. Сомова и многих других художников.

Пётр Евгеньевич Корнилов всю свою коллекцию подарил Ленинграду.

Корнилов как искусствовед и коллекционер

Изучение, блистательное знание материала, продукции, произведений русских мастеров гравюры дореволюционной и затем советской эпохи в лице П. Я. Корнилова сочеталось всегда с глубоким знанием личности и жизнетворчества самих живых людей, творцов гравюрных листов. Личная дружбы исследователя и художника — знаменательный и высокоценный тон именно нашего советского искусствоведения. Такие, вошедшие в историю искусства, крупнейшие мастера, как И. Н. Павлов, А. П. Остроумова-Лебедева, П. А. Шиллинговский, были личными друзьями П. Е. Корнилова, оставили о нем в печати отзывы, высоко оценивающий его деятельность. Работающий как мастер рисунка и книги К. И. Рудаков был еще более близким П. Е. Корнилову другом. Но быть знатоком, даже первым в своей области, для специалиста — мало. В деятельности П. Е. Корнилова важное место занимает его «Арзамаская школа живописи», исследование, которым П. Е. Корнилов восполнил одно из пустых мест в нашей общей истории художественной культуры XIX века; подлинное открытие ценности, мимо чего не может пройти в будущем ни один историк русского искусства.

Известный деятель ГДР, доктор Лотар Больц, в беседе со мной определил главное качество П. Е. Корнилова словами «он добрый». Это удивительно верно в общественном и личном плане многосторонней жизни П. Е. Корнилова. Но я тут же подумал, что у нас в древнем языке слово «добрый» совпадало с понятием «доблестный». О «доблестном» труде говорят у нас. И если говорить о «доблести» труда и творчества советского искусствоведа и деятеля, то на одно из первых мест встанет, несомненно, имя П. Е. Корнилова. Его творческий путь в течение такой долгой и славной эпохи, как наша, мною может быть характеризован только обобщенно, можно сказать — общественно и методологически. Что о П. Е. Корнилове можно написать монографию, у меня сомнений нет. Хотелось бы это обобщение дать по иному. Мы называем свою науку искусствознанием. Как раз и надо сразу подчеркнуть, что П. Е. Корнилов — несравненный знаток в той области — в целом необъятного материала изобразительного искусства, которую он себе избрал: в области истории русской гравюры. Особенно новой. После Д. А. Ровинского (и, может быть, В. Я. Адарюкова) именно П. Е. Корнилов — лучший у нас специалист в этой большой и прекрасной сфере. Перечислять его печатные труды, указывать на его деятельность как заведующего в течение ряда лет отделом графики Русского музея, вновь не может быть задачей этого краткого слова…

Имя П. Е. Корнилова в историографии нашей науки вписано уже навечно. Но быть знатоком и открывателем нового – еще не все. В лице П. Е. Корнилова мы имеем общественного деятеля искусства, замечательного собирателя и устроителя выставок своих собраний во многих центрах нашей страны, пропагандиста, популяризатора, просветителя, равного которому у нас нет…

Сидоров, Алексей Алексеевич

Известен также богатым и уникальным разделом своей коллекции — Ленинианой. Основную часть Ленинианы составляют более пятисот графических листов: гравюры на дереве, линолеуме, металле, литографии, рисунки. Их дополняют около пятидести скульптур из фарфора и бронзы, среди которых есть произведения Андреева Н., Томского Н., Манизера М. и др. крупнейших художников-ваятелей; а также по той же теме — медали, рельефы, значки, марки, плакаты.

Публикации (выборочно)

  • Корнилов П. Е. Офорт в России XVII—XX веков. М., 1953.

Источник

Цитаты приводятся по оригинальным документам из частной коллекции. Материал предоставлен библиографом и библиофилом Ю. И. Аксёнцевым.

Ссылки


Wikimedia Foundation. 2010.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Корнилов, Пётр Евгеньевич" в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»