Дубовский, Борис Григорьевич

Дубовский, Борис Григорьевич
Борис Григорьевич Дубовский
Дата рождения:

17 февраля 1919(1919-02-17)

Дата смерти:

21 марта 2008(2008-03-21) (89 лет)

Страна:

Flag of the Soviet Union.svg СССР

Научная сфера:

прикладная физика

Место работы:

Курчатовский институт

Учёная степень:

доктор технических наук

Альма-матер:

Харьковский университет

Научный руководитель:

И. В. Курчатов

Известные ученики:

П. Б. Дубовский,
А. И. Штыфурко

Известен как:
  • Основатель службы дозиметрического контроля на атомных реакторах
  • Единственный специалист по пуску реакторов в своё время
  • Главный критик правовых решений по аварии на ЧАЭС
Награды и премии


Сталинская премия — 1949 Сталинская премия — 1951

Бори́с Григо́рьевич Дубо́вский (17 февраля 1919(19190217)21 марта 2008[1])— советский физик, специалист в области cоветской ядерной энергетики. Основатель службы дозиметрического контроля на атомных реакторах в СССР.

Содержание

Биография

Б. Г. Дубовский закончил Харьковский университет, он учился на кафедре К. Д. Синельникова, который был хорошо знаком с Курчатовым[2]. Его курс был выдающимся: с ним учились Б. И. Веркин (основатель и директор Харьковского физико-технического института низких температур), академик Я. Б. Файнберг, М. Ф. Стельмах (создатель советской лазерной промышленности)[3]. По окончании института он некоторое время проработал в Харьковском физико-техническом институте.

Первый реактор

После этого он пошёл на войну, где был ранен и получил инвалидность. В 1943 году он прибыл в Лабораторию № 2, его как специалиста рекомендовал И. Курчатову заведующий отделом Института физики АН УССР Г. Д. Латышев[4].

Работал на запуске экспериментального реактора Ф-1 в Москве, реактор был запущен 25 декабря 1946 года, при сборке реактора выполнял работы по дозиметрии, сконструировал и изготовил первый дозиметр. Существовали проблемы при создании прибора, которые были обусловлены несовершенством компонентов и низкой чувствительностью прибора, но эти проблемы были преодолены[4].

С этого реактора он стал основателем службы дозиметрического контроля на атомных реакторах[5]. Эта работа показала свою эффективность при проведении экспериментов по получению оружейного плутония (плутоний-239). Для этого необходимо вывести реактор в надкритический режим, но выяснилось, что уровень радиоактивности в жилых домах на территории лаборатории превышает допустимый. После этого от подобных экспериментов пришлось отказаться[6].

После запуска Ф-1 работы по измерению радиоактивности были продолжены, была поставлена задача измерять радиоактивность в полевых условиях после проведения ядерного взрыва. Летом 1947 года в лаборатории № 2 была создана группа Б. Г. Дубовского, которая разрабатывала до­зиметрическую аппаратуру для Службы радиационной безопасности. В эту группу из радиационной ла­боратории был командирован М. И. Шальнов. Работы практически всегда велись сверхурочно, иногда и по воскресеньям. И. В. Курчатов часто присутствовал на сверхурочных работах и лично контролировал работу группы. Результатом работы группы стал прибор УП-2000Т, который был сконструирован в радиационной лабо­ратории (впоследствии Институт биофизики Минздрава СССР), основную часть работ выполнил радиоэлектронщик С. А. Тито­в, руководителем работ стал Б. М. Исаев. Коллектив создателей этого дозиметра был награждён Государственной премией, первые промышленные партии дозиметров были выпущены в 1951 году[7].

Запуск других реакторов

Также Дубовский запускал реакторы по выработке оружейного плутония на объекте 817 (современное НПО «Маяк») в 1946—1952 годах:

  • А - 1 (8 июня 1948 года пробный запуск, 10 июня промышленный запуск и 19 июня выход на режим)[8]. На сборке этого реактора он отработал в должности дежурного физика, с ним работали Н. В. Макаров, Г. Б. Померанцев, Ю. И. Корчемкин, В. Н. Мехедов, Н. В. Омельянц[9].
  • АВ-1 (запущен 4 апреля 1950 года) и АВ-2 (запущен в середине апреля 1950).[10]
  • АВ-3 (запущен в сентябре 1952 года).[10]

В рамках той же атомной военной программы на объекте 817 был запущен реактор АИ-1 по выработке трития. Курчатовым было установлено сменное дежурство на площадке строительства реактора. Дежурных было четверо — И. Ф. Жежерун, Е. Н. Бабулевич, И. С. Панасюк и Б. Г. Дубовский. Этот реактор стал первым отечественным реактором на обогащённом уране, поэтому возник ряд вопросов при освоении новой технологии, с этим связаны особенно строгие методы сопровождения: один из четверых всегда должен был находиться на площадке[2]. Первый пуск реактора прошёл неудачно, и по решению Дубовского конструкция реактора была модифицирована. После этого повторный пуск прошёл успешно, но контроль со стороны высшего руководства страны был ежедневным, так как планировалось запустить реактор к 7 ноября (годовщина Великой Октябрьской социалистической революции). Этого не произошло и реактор был запущен только 11 ноября.

Но и после пуска реактор некоторое время оставался проблемным, основными трудностями являлись «козлы» и гальванокоррозия. Из-за этого страдал выход оружейного плутония, что ставило под угрозу весь советский атомный проект. Дубовский предложил несколько конструктивных усовершенствований активной зоны реактора. Решение принималось на заседании у И. В. Курчатова, после консультации с А. П. Александровым решение было одобрено и реактор был запущен. Его вывод на проектную мощность состоялся 14 февраля 1952 года.[11]

Особенным также получился пуск реактора в Обнинске. Борис Дубовский улетел в Харьков и не смог вовремя вернуться из-за погодных условий. В результате И. В. Курчатов перенёс запуск реактора на шесть суток[2]. 9 мая 1954 года совместно с А. К. Красиным под руководством И. В. Курчатова запустил Обнинскую АЭС. От Курчатовского института присутствовал М. Е. Минашин[12].

В 1958 году Курчатов выступил по вопросу безопасности, он предлагал создать лабораторию безопасности. Эта структура должна решать вопросы проведения широких исследований и на основе полученных результатов разрабатывать необходимые рекомендации для повышения уровня ядерной безопасности. Структура была названа «Лаборатория ядерной безопасности» и на должность руководителя был назначен Б. Г. Дубовский[13].

Кроме вопросов безопасности лаборатория занималась пуском реакторов. Эта работа существенно осложнялась тем, что приборы показывали не все аспекты состояния реакторов, поэтому необходимо было иметь опыт в этом вопросе. Сотрудников лаборатории отправляли авиарейсами на все запуски реакторов в СССР. Одновременно в практических условиях совершенствовались подходы к управлению реакторами и разрабатывались новые методики работы. Так, для правильного пуска стали повсеместно использоваться источники нейтронов, были разработаны системы внутриреакторного контроля (СВРК) и другие усовершенствования[14].

В период работы в ЛЯБ Борис Григорьевич показал себя эрудированным человеком, он стимулировал работы в разных направлениях, это способствовало постоянному росту профессионализма подчинённых. Пока он руководил лабораторией, его сотрудниками было защищено четыре докторских и пятнадцать кандидатских диссертаций. Он проработал на этом месте до 1977 года, когда перешёл на работу в Средмаш[15].

Отношение Дубовского к аварии на ЧАЭС

Дубовский считал аварии ЛАЭС 1975 года и ЧАЭС 1982 года репетициями аварии 1986 года. Он считал, что разработчик реакторов, (лично сам Н. А. Доллежаль) не внёс изменений в конструкцию реактора РБМК, несмотря на продолжавшиеся аварии[16]. Естественно, Дубовский был против вынесения приговора сотрудникам АЭС и публиковал свою точку зрения в печати.

осуждение пятерых сотрудников Чернобыльской АЭС — В. П. Брюханова, Н. М. Фомина, А. С. Дятлова, А. П. Коваленко и В. В. Рогожкина… незаконно и необоснованно

Писал М. С. Горбачёву:

Продолжающееся несправедливое взваливание на Чернобыльский персонал ответственности исключает дальнейшее развитие энергетики - невозможно в будущем исключить ошибки персонала. Допущенные персоналом нарушения, при минимальном соответствии защиты реактора своему назначению, свелись бы только к недельному простою. Командно-административная околонаука ввела в заблуждение народ, Академию наук, академика Сахарова, Верховный Совет.

Прошу предоставить возможность объяснить экологам Верховного Совета истинные причины аварии Чернобыльского реактора и необходимые меры по обеспечению безопасности

— Б. Г. Дубовский, 27 ноября 1989 года[17]

Позже он менее эмоционально повторял те же самые выводы:

Полное отсутствие аварийной защиты. Плюс малограмотная документация. К тому же руководили Чернобыльской неспециалисты. А единственного серьёзного физика во время рокового эксперимента вообще отправили на военные сборы.

Я тогда много выступал с критикой. И в Обнинске в том числе. Я ведь руководил лабораторией по ядерной безопасности в системе Минсредмаша. И достаточно ясно представлял себе, почему это произошло и кто в этом виновен.

Была тут, кстати, ответственность и обнинской науки. Мои выступления, ясное дело, многим не понравились. И, в конце концов, я был уволен.

— Б. Г. Дубовский[2]

После того, как Дубовский высказал критику относительно определения виновных в аварии на Чернобыльской АЭС, он был вынужден уйти на пенсию[2].

Награды и звания

  • Сталинская премия 1949 года[2];
  • Сталинская премия 1951 года[2];
  • В 1965 году успешно защитил докторскую диссертацию[2].

Семья

Библиография

  • Б. Г. Дубовский О факторах неустойчивости ядерных реакторов на примере реактора РБМК. — Обнинск, 1989.
  • Б. Г. Дубовский Пуск: рассказ участника о запуске в СССР первого ядерного реактора, осуществленном под руководством И. В. Курчатова : Ежемесячный научно-популярный журнал АН СССР. — М.: Наука, 1986. — В. 12. — С. 21-27. — ISSN 1727-5903.
  • Б. Г. Дубовский, А. В. Камаев, Ф. М. Кузнецов, Г. М. Владыков, В. Н. Гурин, А. П. Мурашов, И. П. Маркелов, В. П. Кочергин, А. А. Ваймугин, В. Я. Свириденко, Л. В. Диев, В. К. Богатырёв, В. В. Вавилов, В. В. Фролов Критические параметры систем с делящимися веществами и ядерная безопасностmь. — М.: Атомиздат, 1966. — 113 с.

Примечания

  1. http://elibrary.ru/item.asp?id=11702486
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 Наука и образование (2003). — Интервью с Б. Г. Дубовским. — «Сегодня 85-летний патриарх отечественного атомостроения, доктор наук, заслуженный изобретатель СССР, дважды лауреат Сталинской премии, ветеран войны Борис Дубовский тихо живет в своей маленькой квартирке на проспекте Ленина в Обнинске. В двух шагах от площади, носящей имя его бывшего коллеги по ФЭИ Игоря Бондаренко. И каждый день вспоминает своего великого учителя - Игоря Васильевича Курчатова. 21 ноября старейшина советского атомного проекта Борис Григорьевич Дубовский – наш гость»  Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 1 октября 2011.
  3. Глава 9 Стельмах О. М. «Воспоминания об отце» // Митрофан Федорович Стельмах Федеральное государственное унитарное предприятие «НИИ ПОЛЮС им. М.Ф. Стельмаха» / под ред. А. А. Казакова. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2004. — 191 с. — 1 000 экз. — ISBN 5-9221-0014-9
  4. 1 2 С. А. Снегов Глава вторая. Возвращение «блудного сына», часть 20 // Творцы. Историческая повесть о современниках. — М.: «Советская Россия», 1979. — 363 с. — (Физики в СССР). — 50 000 экз.
  5. В. Н. Новоселов Глава 6. Курчатов и его команда // Тайны «сороковки» О первенце атомной промышленности — производственном объединении «Маяк» в городе Челябинск-40 (Озерск). — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Екатеринбург: ИПП "Уральский рабочий", 1995. — 445 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-85383-102-X
  6. Курчатов. — 2-е издание. — М.: «Молодая гвардия», 1968. — («Жизнь замечательных людей»).
  7. А. И. Бурназян Фантастическая реальность // Российская академия наук Вестник Российской академии наук : Научный и общественно-политический журнал. — М.: МАИК «Наука», 1993. — Т. 63. — ISSN 0002-3442.
  8. Журавлев П. А. О времени, об атомщиках и о себе. — М.: Хронос-пресс, 2003. — С. 51-52. — 464 с. — ISBN 5-85482-059-5
  9. В. Н. Новоселов Глава 35. Есть пуск! Историческая справка // Тайны «сороковки» О первенце атомной промышленности — производственном объединении «Маяк» в городе Челябинск-40 (Озерск). — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Екатеринбург: ИПП "Уральский рабочий", 1995. — 445 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-85383-102-X
  10. 1 2 Журавлев П. А. О времени, об атомщиках и о себе. — М.: Хронос-пресс, 2003. — С. 55. — 464 с. — ISBN 5-85482-059-5
  11. Журавлев П. А. О времени, об атомщиках и о себе. — М.: Хронос-пресс, 2003. — С. 103-104. — 464 с. — ISBN 5-85482-059-5
  12. Из истории отрасли: Первая в мире атомная электростанция. Росатом (28 июня 2010). — «Физпуск реактора Первой АЭС состоялся в День Победы 9 мая 1954 года. Руководили пуском Андрей Капитонович Красин и Борис Григорьевич Дубовский. От расчётчиков участвовал Михаил Егорович Минашин»  Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 1 октября 2011.
  13. Пресс-служба ГНЦ РФ – ФЭИ 26 декабря в конференц-зале профилактория ГНЦ РФ – ФЭИ состоялось торжественное заседание, посвящённое 50-летию отдела Радиационной безопасности ГНЦ РФ – ФЭИ (Новости). ФЭИ (1 декабря 2009). — «История отдела началась в 1958 году, когда И.В.Курчатов выступил с идеей создания лаборатории…»  Архивировано из первоисточника 30 августа 2012. Проверено 1 октября 2011.
  14. Анатолий Штыфурко, советский пускач // AtomInfo.Ru : независимое атомное электронное периодическое издание. — Обнинск, 18 июля 2009.
  15. Юбилей отдела ядерной безопасности ГНЦ РФ – ФЭИ (1958-2008). — 2009.
  16. Надежда Надеждина Заложники реактора // Труд : газета. — М.: Издательский дом Труд, 1996. — В. 3 апреля.
  17. Дятлов А. С. Глава 12. Расследование начато // Чернобыль. Как это было.
  18. Павел Борисович Дубовский. — Личная страница. Архивировано из первоисточника 30 августа 2012. Проверено 2 октября 2011.

Wikimedia Foundation. 2010.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Дубовский, Борис Григорьевич" в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»