- ТУРГЕНЕВ
-
1.
ТУРГЕНЕВ Александр Иванович (1784-1845), историк, писатель, почётный член Петербургской АН (1818). Брат Н. И. Тургенева. Член литературного кружка "Арзамас". Собирал документы по древней истории России в зарубежных архивах ("Акты исторические...", т. 1-2, 1841-42). Автор писем о европейской жизни 1827-45 ("Хроника русского") и дневников.2.ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818-1883), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В цикле рассказов "Записки охотника" (1847-52) - высокие духовные качества и одарённость русского крестьянина, поэзия природы. В социально-психологических романах "Рудин" (1856), "Дворянское гнездо" (1859), "Накануне" (1860), "Отцы и дети" (1862), повестях "Ася" (1858), "Вешние воды" (1872) -образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи - разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романах "Дым" (1867) и "Новь" (1877) изобразил жизнь русских за границей, народническое движение в России. На склоне жизни создал лирико-философские "Стихотворения в прозе" (1882). Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур.И.С. Тургенев3.ТУРГЕНЕВ Николай Иванович (1789-1871), общественный деятель, экономист. Брат А. И. Тургенева. С 1816 помощник статс-секретаря Государственного совета. Автор проекта освобождения крестьян с сохранением помещичьего землевладения. Один из основоположников финансовой науки в России ("Опыт теории налогов", 1818). В 1810-20-х гг. член тайных обществ "Орден русских рыцарей", "Союз благоденствия", участник создания и руководитель Северного общества декабристов. С 1824 в заграничном отпуске, с 1826 на положении эмигранта (заочно приговорён к вечной каторге, в 1856 помилован). Главное сочинение -"Россия и русские" (т. 1-3, 1847, на французском языке).Источник: Энциклопедия "Отечество"
Иван Сергеевич (28.10/9.11.1818-22.08/ 3.09.1883), великий русский писатель. Родился в Орле, учился сначала в Московском, а затем Петербургском университете.
После окончания учебы с 1838 жил в Берлине вместе с Грановским и Станкевичем. В 1843, вернувшись в Россию, напечатал поэму «Параша», сочувственно встреченную критикой. Крупный успех впервые имел небольшой рассказ «Хорь и Калиныч» (1847), положивший начало «Запискам охотника» (1847 — 52) и оказавший большое влияние на развитие русской литературы. В центре «Записок» — русский крестьянин, умный, талантливый, наделенный высокими душевными качествами — результат следования народным традициям и общения с «величавой, таинственной и прекрасной природой».
Духовно-нравственные качества крестьянина, не утратившего своих национальных корней, гораздо выше многих университетски образованных дворян, запертых в своих узких космополитических кружках.
В феврале 1852 Тургенев пишет некролог на смерть Гоголя, назвав его великим писателем, который «означил эпоху в истории нашей литературы», что послужило поводом для его ареста и ссылки в родовое имение на полтора года. Настоящей же причиной высылки стало недовольство космополитических кругов содержанием «Записок охотника», которые на многие годы находились фактически под запретом.
С тех пор Тургенев в своих художественных произведениях становится ярким выразителем общественных течений и настроений своего времени («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети»). В них часто раскрываются образы идеалистов-космополитов 1840—70-х с их благородными, но жалкими и бессильными порывами, надломленной волей. Перед читателями проходят образы лишних людей, далеких от практических нужд России, чуждых Православию и народу, пытающихся учить русских строить некий неведомый утопический мир. Дела и слова этих людей часто расходятся, а их героические жесты вызывают только улыбку. В романе «Дворянское гнездо» (1859) главный герой, Лаврецкий, рассуждает о своем долге улучшить участь крестьян. Но ради личного счастья он забывает о долге. Героиня романа Лиза, готовая на великое служение, не находит смысла в жизни, где оскорбляются ее духовно-нравственные принципы и чувства, и уходит в монастырь.
В романе «Отцы и дети» (1862) Тургенев исследует процесс смены поколений, раскрывает образ «нового человека», мечтающего о разрушении исторической России и подрыве ее национальных основ. Рационалист, нигилист (понятие, введенное самим Тургеневым) Базаров отрицает все святое для русского человека. Его энергичное отрицательство вызывает тревогу. Причем Тургенев показывает, что в дворянской среде нет серьезных сил, способных противостоять этому нигилизму. Вместе с тем, писатель с облегчением дает знать, что нигилист Базаров чужд простому русскому человеку, крестьянину, и тот никогда добровольно не примет его воззрений.
В последнем своем крупном романе «Новь» Тургенев отвергает как революционный, так и либерально-космополитический путь развития России, предпочитая постепенное неспешное реформирование народной жизни без разрушения национальных основ.
О. П.Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"