- АНТОНИЙ
-
1.
АНТОНИЙ (в миру Добрыня Ядрейкович) (?-1232), архиепископ Новгородский (начало 13 в.), автор записок о путешествии к святым местам ("Книга Паломник"). Канонизирован Русской православной церковью.2.АНТОНИЙ (в миру Андрей Илларионович Шутов) (1800 или 1812-1881), религиозный деятель, архиепископ Московский и Всея Руси (с 1863) старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию.3.АНТОНИЙ (в миру Александр Васильевич Вадковский) (1846-1912), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский с 1898. С 1906 первоприсутствующий член Святейшего Синода (фактический глава Русской православной церкви).4.АНТОНИЙ (в миру Алексей Павлович Храповицкий) (1863-1936), церковный деятель, богослов. С 1890 ректор Московской духовной академии. С 1897 епископ Чебоксарский, с 1900 - Уфимский. С 1902 архиепископ Волынский, с 1914 - Харьковский. В 1917 кандидат в патриархи. С 1919 в эмиграции. Один из организаторов Карловацкого церковного собора, избравшего его председателем российского заграничного Синода.5.АНТОНИЙ (в миру Александр Ксаверьевич Булатович) (1870-1919), иеромонах (1910), путешественник, религиозный публицист. В 1896-99 находился в Эфиопии, совершил экспедиции по неисследованным районам страны, оставил путевые записки. В 1907 под влиянием Иоанна Кронштадтского уехал на Афон, где принял схиму. В богословском споре 1910-12 ("Афонская смута") возглавлял сторонников "имяславия" - мистического учения о том, что в имени Божием присутствует сам Бог.Источник: Энциклопедия "Отечество"
(в миру Александр Иванович Путилов), преподобный оптинский старец (9/22.03.1795-7/20.08.1865). Родился в г. Романове Ярославской губ. Родители его Иван Григорьевич и Анна Ивановна Путиловы были люди благочестивые и богобоязненные, детей своих воспитывали в страхе Божием и в духе строгого Православия. В детстве и юности Александр был весьма тих и скромен. Призвание к монашеской жизни он почувствовал еще в детском возрасте, чему послужил и пример его старших сродников и братьев, посвятивших себя иноческой жизни.
При нашествии французов в 1812 Александр оказался в Москве и жестоко пострадал от них. Бежал в Ростов к своим родным, а оттуда через некоторое время отправился в Рославльские леса, где уже пять лет подвизался его старший брат Тимофей, будущий игумен Оптиной пустыни прп. Моисей. Выдержав четырехлетний искус, 2 февраля 1820 Александр был облечен в ангельский образ на праздник Сретения Господня и наречен Антонием. Исполняя волю боголюбивого архипастыря — еп. Калужского Филарета, — прп. Моисей и прп. Антоний 3 июня 1821 отправляются в Оптину пустынь для основания при сей обители уединенного скита.
Место было выбрано в 170 саженях к востоку от монастыря в густом лесу. Очистив от леса само место, пустынники построили небольшую келью и соорудили церковь во имя св. Иоанна Предтечи Господня, а затем стали строить и братские корпуса. В 1825, после назначения прп. Моисея настоятелем Оптикой пустыни, прп. Антоний был определен начальником скита. В новоустроенный безмолвный скит с разных сторон стали стекаться мудрые в монашеской жизни и крепкие в духовных подвигах отцы.
К добровольным трудам и подвигам монашеским прп. Антония вскоре присоединился и крест тяжелой, длительной болезни.
В декабре 1839 преосвящ. Николай, еп. Калужский, неожиданно поставил его игуменом в Малоярославецкий Черноостровский монастырь. Управляя обителью в болезненном состоянии, прп. Антоний положил прочное начало устроению обители, а затем возвратился на покой в любезную его сердцу Оптину пустынь.
В строгом подвиге прп. старец Антоний стал проводить свое новое жительство, отчего усилилась болезнь в ногах до крайности — они до колен были покрыты ранами и порой сильно истекали кровью. Многие, видя всегда светлое его лицо и слыша его оживленную беседу, не понимали, какого страдальца видят перед собою. Как великий любитель безмолвия, прп. Антоний желал уединенной жизни, проводимой в молитвенных трудах, чтении и богомыслии. Но его духовные дарования привлекали к нему множество посетителей, желающих принять благословение и духовное назидание. Были основательные причины утверждать, что прп. Антоний имел великое дерзновение в молитве к Богу и сподоблялся духовных видений и других благодатных посещений. 9 марта 1865, когда старцу исполнилось ровно 70 лет, после трехлетнего самоиспытания, он принял великую схиму.Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"