АКСАКОВ

АКСАКОВ
1.
АКСАКОВ Иван Сергеевич (1823-1886), публицист и общественный деятель. Сын С. Т. Аксакова, брат К. С. Аксакова. Один из идеологов славянофильства. Редактор газет "Молва", "День", "Москва", "Русь", журнала "Русская беседа" и др. В 40-50-х гг. выступал за отмену крепостного права. В годы русско-турецкой войны 1877-78 один из организаторов кампании солидарности с борьбой южнославянских народов за освобождение от турецкого ига.
2.
АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-60), публицист, историк, лингвист и поэт. Сын С. Т. Аксакова, брат И. С. Аксакова. Один из идеологов славянофильства. Выступал за отмену крепостного права при сохранении монархии. Автор ряда работ по истории России.
3.
АКСАКОВ Сергей Тимофеевич (1791-1859), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1856). В автобиографических книгах "Семейная хроника" (1856) и "Детские годы Багрова-внука" (1858) - живописные картины усадебной жизни конца 18 в., формирование детской души, проникновенная поэзия природы. "Записки об уженье рыбы" (1847), "Записки ружейного охотника..." (1852).
Источник: Энциклопедия "Отечество"

Иван Сергеевич (26.09.1823-27.01.1886), русский публицист, поэт и общественный деятель. Вместе с братом К. С. Аксаковым и Ю. Ф. Самариным представлял т. н. «младших» славянофилов. Сын писателя С. Т. Аксакова. Окончил Петербургское училище правоведения (1838-42). По поручению Русского географического общества изучал торговлю в Малороссии и написал «Исследование о торговле на украинских ярмарках» (1858). Служил (1855) добровольцем в ополчении во время Крымской войны. В 1858 — 78 играл руководящую роль в Московском славянском комитете. В годы Русско-турецкой войны 1877 — 78 организовал кампанию в поддержку южных славян и получил огромную популярность. За речь Аксакова в славянском комитете во время Берлинского конгресса 1878, содержавшую резкую критику царской дипломатии, был выслан из Москвы, а славянский комитет закрыт. В 1870-80-е Аксаков связан с банками, был председателем совета Московского общества взаимного кредита. Редактировал славянофильские издания: «Московский сборник» (1840 -50-е), журнал «Русская беседа», газеты «Парус», «День» (1861-65), «Москва» (1867-68), «Русь» (1880-86).
И. С. Аксаков стоял на твердых православно-монархических позициях, отстаивая нерушимость русских национальных основ, традиций и идеалов. Выступал за общинно-артельное «народное производство» против насаждения западных экономических форм. Считал, что основой духовного возрождения человечества может стать союз славянских народов под руководством русского народа.
Константин Сергеевич (29.03.1817-7.12.1860), русский писатель, историк. Один из основоположников славянофильского движения. Сын писателя С. Т. Аксакова. Окончил Московский университет (1835). Ок. 1840 вместе с Ю. Ф. Самариным примкнул к кружку А. С. Хомякова и стал в 1840-50-е одним из наиболее видных славянофилов. В 1846 публикует свою магистерскую диссертацию «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка». Свои общественно-исторические взгляды выражал в исторических работах — «Об основных началах русской истории» (1861), «Родовое или общественное явление был изгой?» (1850), «О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности» (1852), «Семисотлетие Москвы» (1846), «Несколько слов о русской истории, возбужденных историею г. Соловьева. По поводу I тома» (1851), «Замечания на статью г. Соловьева...» (1857), а также в стихотворениях («Возврат», «Петру», «Москва», «Безмолвна Русь» и др.) и в драматических произведениях (особенно «Освобождение Москвы в 1612 году»). Свою историческую концепцию Аксаков противопоставлял западническим взглядам С. М. Соловьева, К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина. История России, по мнению Аксакова, принципиально отлична от истории других стран Европы. Противопоставление двух главных движущих сил истории — народа (земли) и государства (власти) — ведущая мысль Аксакова: в Западной Европе эти две силы незаконно смешались, народ стремился к власти и в борьбе возник конституционный строй; в России же народ и государство мирно сосуществовали («сила власти — царю, сила мнения — народу») вплоть до реформ Петра I, когда дворянство, интеллигенция оторвались от народа, государство начало теснить «землю». Народ, земля отождествлялись Аксаковым с общиной — основой всего общественного строя Руси. Лишь патриархально-общинный быт, сложившийся на основе православия, гарантирует русскому обществу отсутствие классовых и национальных противоречий, обеспечивает единение царя, народа и Церкви. Западная цивилизация рассудочна, там «внутренняя правда» христианства подчинена внешнему принуждению, регламенту государства. Славяне же, сохранившие истинное христианство и соответствующий его смыслу общинный быт — воплощение нравственного союза людей, — не образуют из себя государства, а добровольно призывают его. Община и государство сосуществуют на условиях взаимной договоренности и разделения функций, как две «отдельные союзные силы». Государство не должно вмешиваться в земледелие, промышленность, торговлю, идейно-нравственную жизнь. Русский народ, писал он, есть народ не государственный. Именно этим, по его мнению, объясняется «многовековая тишина внутри России». Равновесие сил было нарушено Петром I, который стал первым монархом, исказившим отношения между государством и народом. Аксаков представил Александру II «Записку о внутреннем состоянии России», в которой, в частности, упрекал правительство за подавление нравственной свободы народа и деспотизм, ведущий к нравственной деградации нации. Д. К.
Сергей Тимофеевич (20.09.1791-30.04.1859), писатель, происходил из старинной дворянской семьи. Детство провел в родовом имении Оренбургской губ. Учился в Казанской гимназии и в Казанском университете. В н. 1820-х опубликовал цикл романтических и пародийных стихотворений. В 1821 избран членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. В 1826 окончательно поселился в Москве. Его дом стал одним из центров литературной жизни Москвы. Аксаковские «субботы» посещали А. Н. Верстовский, Н. И. Надеждин, С. П. Шевырев, М. С. Щепкин, Н. В. Гоголь (ставший близким другом Аксакова), а в н. 1840-х дом Аксакова — один из центров собраний членов славянофильского кружка. В 1827 — 32 Аксаков — цензор, затем председатель Московского цензурного комитета (уволен с должности за пропуск пародии на полицию), с 1833 инспектор, затем директор Константиновского межевого института (до 1838).
Во 2-й пол. 1840-х, несмотря на ухудшение здоровья, начинается интенсивная литературная деятельность Аксакова. Опубликованные в 1847 «Записки об уженье рыбы» принесли ему широкую литературную известность. Главное место в литературном наследии Аксакова занимают автобиографические повести «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858); к ним примыкают «Воспоминания» (1856); «Литературные и театральные воспоминания» (1856), «Биография М. Н. Загоскина» (1853), «История моего знакомства с Гоголем» (1880).
В. А. Федоров
Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"

.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "АКСАКОВ" в других словарях:

  • Аксаков — Аксаков, Иван Сергеевич (1823 1886) сын известного писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, автора книг Семейная хроника и Детские годы Багрова внука , и брат одного из столпов русского славянофильства, Константина Сергеевича Аксакова. Иван… …   1000 биографий

  • АКСАКОВ — • АКСАКОВ Иван Сергеевич (1823 1886) русский публицист и общественный деятель, поэт. Сын русского писателя С. Т. Аксакова. По образованию юрист (в 1842 окончил Петербургское Училище правоведения). Редактор многих периодических изданий: «Русская… …   Новейший философский словарь

  • АКСАКОВ — Иван Сергеевич (1823 86), русский публицист, общественный деятель, предприниматель. Сын С.Т. Аксакова. Один из идеологов славянофильства. Редактор газет День , Москва , Русь , журнала Русская беседа и др. Выступал за отмену крепостного права, за… …   Современная энциклопедия

  • АКСАКОВ — Константин Сергеевич (1817 60), русский публицист, историк, лингвист и поэт. Сын С.Т. Аксакова. Один из идеологов славянофильства. Выступал за отмену крепостного права. Труды по истории Древней Руси, грамматике русского языка, критические работы… …   Современная энциклопедия

  • АКСАКОВ — Сергей Тимофеевич (1791 1859), русский писатель. В автобиографической книге Семейная хроника (1856) и Детские годы Багрова внука (1858) поэтизация усадебной жизни конца 18 в., формирование детской души, проникновенные картины природы. Записки об… …   Современная энциклопедия

  • Аксаков — Аксаков, Н. П. (1848 1909) богослов, историк и исследователь церковного права. Писал в патриотических и духовных журналах по церковным вопросам; выступил с критикой известной книги шлиссельбуржца Н. Морозова Откровение в грозе и буре (история… …   1000 биографий

  • Аксаков — Аксак по татарски означает хромой . (Ф). (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) …   Русские фамилии

  • Аксаков — Аксаков  русская фамилия татарского происхождения. Происходит от слова аксак (хромой). Известные носители: Аксаков, Александр Николаевич (1832 1903)  русский публицист, переводчик, издатель, племянник С. Т. Аксакова. Аксаков,… …   Википедия

  • Аксаков — I Аксаков         Иван Сергеевич [26.9(8.10). 1823, с. Надеждино Уфимской губернии, 27.1(8.2).1886, Москва], русский публицист, поэт, общественный деятель. Сын С. Т. Аксакова. Окончил Петербургское училище правоведения (1838 42). В 40 60 е гг.… …   Большая советская энциклопедия

  • АКСАКОВ — И. С. Аксаков. Литография П. Ф. Бореля. 1869 г. (ГИМ) И. С. Аксаков. Литография П. Ф. Бореля. 1869 г. (ГИМ) Иван Сергеевич (26.09.1823, с. Куроедово (Надёжино) Белебеевского у. Оренбургской губ. 27.01.1886, Москва), писатель, публицист, издатель …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»