ЧУЖЕБЕСИЕ

ЧУЖЕБЕСИЕ

низкопоклонство перед всем иностранным. Понятие это впервые использовано славянским ученым и писателем Юрием Крижаничем, который писал, что «ничто не может быть более гибельным для страны и народа, нежели пренебрежение своими благими порядками, обычаями, законами, языком и присвоение чужих порядков и чужого языка и желание стать другим народом». Главной опасностью для любого государства, считал он, является «чужебесие» — «бешеная любовь к чужим вещам и народам и чрезмерное доверие к чужеземцам». Живший еще до эпохи петровских преобразований, Крижанич справедливо подметил эту роковую особенность общественной жизни Руси XVII в., ставшую впоследствии одной из главных причин разрушения русской цивилизации.
Эпизодически с XIV—XVII вв., нарастая в XVIII и приобретая угрожающий характер в XIX в., рядом с традиционной народной культурой, народными основами жизни и хозяйствования возникает идущее сверху движение за их отрицание, которое мы назовем парадигмой чужебесия. Сначала незначительная, а затем преобладающая часть высшего правящего слоя и дворянства России начинает предпочитать народным основам жизни заимствованные преимущественно из Западной Европы формы и представления.
Первые известные случаи связаны с попытками проникновения в Россию католической церкви. С легкой руки католических иерархов, потерпевших в России XV в. крушение надежд на господство, создаются мифы о безнадежной темноте и невежестве русских, сыгравшие свою роль в становлении правящего класса западнорусских земель, находившихся тогда под литовско-польской оккупацией. Отрицание народной культуры, как явление широко проявившееся со 2-й пол. XVII в., неверно и несправедливо связывалось с именем Петра 1 (ибо дело Петра носило народный характер). Но деяния Петра стали своего рода отправным моментом, с которого интенсифицировались все народные и антинародные процессы русского общества.
«С Петра I, — писал видный русский социолог П.Л. Лавров, — московское служивое сословие преобразовалось в чиновничество по внешнему европейскому образцу, но без европейского содержания... Для русского крестьянства этот служивый класс московского царства и петербургского императорства все решительнее закрывался с дальнейшим ходом истории. Крестьянство было все более закрепощено и при отсутствии возможности политического развития принуждено было все тщательнее сохранять в себе традиции сельского мира и сельской громады, традиции артельной солидарности как единственное средство отстоять, хотя бы в некоторой мере, свое экономическое благосостояние. Крестьянство все более отделялось от господствующего класса не только экономическими интересами, не только легальным бесправием, но самыми формами культуры... Оно было и осталось единственным сословием в государстве, сохранившим традицию элементарной местной организации, общины, громады, мира, артели, но эта организация обращалась все более в фискальное средство, в орудие деморализации масс; она все суживалась и атрофировалась».
Высший правящий слой и дворянство все более стремились опереться на внешний авторитет западноевропейского политического, экономического и социального опыта, порой просто механически копируя некоторые западные представления и формы.
«У нас... более чем где-нибудь, — пишет В.И. Даль, — просвещение сделалось гонителем всего родного и народного... ревнители готового чужого, не считая нужным изучить сперва свое, насильственно переносили к нам все в том виде, в каком оно попадалось им на чужой почве, где оно было выстрадано и выработано, тогда как тут могло приняться только заплатами и лоском».
Крепостное право пришло в Россию сравнительно поздно, когда у крестьян уже сложились черты национального характера, выражаемого прежде всего самостоятельностью и инициативой в рамках традиций и обычаев самоуправляющейся общины. Чтобы удержать в узде крестьян, правящие слои должны были вступить в настоящую войну с народом. А на войне как на войне — культура противника отвергается. Правящий слой шаг за шагом отказывается от многих ценностей народной культуры, отечественных обычаев и идеалов, заменяя их представлениями и понятиями, заимствованными из-за рубежа. Причем речь шла не о стремлении к творческому освоению и взаимному обогащению равноценных культур России и западноевропейских стран, а о вытеснении народной культуры как якобы отсталой и отжившей. Процесс этот был тяжелым и болезненным, утраты катастрофическими. На несколько столетий для многих поколений были «закрыты» допетровская литература и музыка, древнерусская архитектура, иконопись, живопись — шедевры мирового значения, которые считались бледными примитивами, заимствованиями, жалкой мазней, и только во 2-й пол. XIX в. начали снова «открываться» как произведения великого искусства. Самобытная русская культура на несколько веков становится Золушкой в родном доме, ей отказывается в праве на общечеловеческое значение, признавая его только за западноевропейской культурой. Такое явление не могло не вызвать протеста.
«Русский народ, — писал К. С. Аксаков, — имеет прямое право, как народ, на общечеловеческое, а не через посредство и не с позволения Западной Европы. К Европе относится он критически и свободно, принимая от нее лишь то, что может быть общим достоянием, а национальность европейскую откидывая... Европеизм, имея человеческое значение, имеет свою и очень сильную национальность... Итак, с одной стороны, так называемые славянофилы стоят за общечеловеческое и за прямое на него право русского народа. С другой стороны, поборники Западной Европы стоят исключительно за европейскую национальность, которой придают всемирное значение и ради которой они отнимают у русского народа его прямое право на общечеловеческое».
Привычка видеть в русской жизни только отсталость сказалась в неменьшей степени и в отношении народной культуры труда и хозяйствования. Правящие круги, особенно с к. XVIII в., относились ко многим народным формам жизни и хозяйствования, в частности к общине и артели, как к чему-то варварскому, архаичному и скорее терпели их, чем признавали.
Так сложились в российской жизни два параллельных течения, которые сосуществовали и даже взаимодействовали друг с другом, редко пересекаясь, но если уж пересекались, то почти всегда трагически.
О. Платонов
Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"

.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ЧУЖЕБЕСИЕ" в других словарях:

  • чужебесие — сущ., кол во синонимов: 2 • низкопоклонничество (23) • низкопоклонство (23) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • КРИЖАНИЧ — Юрий (ок. 1618 12.09.1683), славянский ученый и писатель, по национальности хорват, католический священник. Пропагандировал идею славянского единства. Главную роль в сплочении славян отводил Русскому государству, которое впервые посетил в 1647.… …   Русская история

  • Крижанич, Юрий — Юрий Крижанич (хорв. Juraj Križanić; около 1617  12 сентября 1683)  хорватский богослов, философ, писатель, лингвист полиглот, историк, этнограф, публицист и энциклопедист, священник миссионер, выступал за унию католической и… …   Википедия

  • Ксенофилия — (др. греч. ξενοφιλία, от др. греч. ξένος чужой, гость и др. греч. φιλία, любовь, склонность) психологическое понятие, означающее любовь и склонность к неизвестным вещам и людям, неиспытанным ощущениям. Противоположно ксенофобии. Может иметь также …   Википедия

  • Крижанич — Крижанич, Юрий Юрий Крижанич (на хорватском: Juraj Križanić), (около 1617 1683)  хорватский богослов, философ, писатель, лингвист полиглот, историк, этнограф, публицист и энциклопедист, священник миссионер, выступал за унию католической и… …   Википедия

  • Крижанич Ю. — Юрий Крижанич (на сербскохорватском: Јурај Крижанић / Juraj Križanić), (около 1618 1683) хорватский богослов, философ, писатель, лингвист полиглот, историк, этнограф, публицист и энциклопедист, автор многочисленных трудов по самым разным отраслям …   Википедия

  • Крижанич Юрий — Юрий Крижанич (на сербскохорватском: Јурај Крижанић / Juraj Križanić), (около 1618 1683) хорватский богослов, философ, писатель, лингвист полиглот, историк, этнограф, публицист и энциклопедист, автор многочисленных трудов по самым разным отраслям …   Википедия

  • Юрий Крижанич — (на сербскохорватском: Јурај Крижанић / Juraj Križanić), (около 1618 1683) хорватский богослов, философ, писатель, лингвист полиглот, историк, этнограф, публицист и энциклопедист, автор многочисленных трудов по самым разным отраслям знания от… …   Википедия

  • низкопоклонничество — низкопоклонство, лесть; лакейство, прислужничество, сервильность, раболепие, холуйство, раболепство, подобострастие, сервилизм, подобострастность, холопство, угодничество, прислуживание, угодничание, угодливость, подхалимство, пресмыкательство,… …   Словарь синонимов

  • низкопоклонство — см. раболепие Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. низкопоклонство сущ. • угодничество …   Словарь синонимов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»