АВТОСЦЕПКА это:

АВТОСЦЕПКА
АВТОСЦЕПКА

автоматическая сцепка, центрально-буферный ударно-тяговый сцепной прибор для взаимного автоматического сцепления единиц подвижного состава, происходящего при нажатии или ударе одной из единиц состава о другую.

Фиг. 1

Фиг. 1

А. полностью исключает разрывы упряжи при увеличении веса поездов, при тяжелом профиле пути и при больших скоростях движения; она облегчает также тяжелый труд сцепщика и позволяет значительно ускорить формирование поездов. Все имеющиеся конструкции А. разделяются на жесткие и нежесткие. В первом типе при сцеплении двух А. они лишены возможности какого-либо перемещения относительно друг друга. Во втором типе А. имеют

Фиг. 2

Фиг. 2

возможность свободного вертикального перемещения одна относительно другой. Из огромного числа предлагавшихся за последние 50 лет конструкций А. лишь очень немногие вошли в эксплуатацию и только две из них: американская Дженей и советская (фиг. 1)—обе нежесткого типа, стали стандартными. На ж. д. СССР принята А., состоящая из след. основных частей: корпуса с Механизмом сцепления, помещенного в головке 5, поглощающего аппарата 1, центрирующего прибора 6 и расцепного прибора 5 (фиг. 2). Сцепление А. происходит автоматически заходом малого зуба 4 в зев соседней А., после чего его обратный выход из зева невозможен вследствие выпадания замка. В начале процесса замок под давлением малого зуба откатывается внутрь А., а после полного входа этого зуба в зев под влиянием тяжести своей передней части замок снова опускается в зев и задерживается в таком положении собачкой вследствие упора последней в противовес замкодержателя. Для расцепления А. приподнимают вверх за рукоятку рычаг расцепного механизма (сбоку вагона), а затем поворачивают ее в сторону от буферного бруса и тотчас же опускают в первоначальное положение. Натяжением цепочки 5 поворачивается валик, отчего замок А. перемещается внутрь ее головки в положение расцепа, к-рое сохраняется до разведения вагонов в силу взаимодействия частей механизма сцепления А. Поглощающие аппараты А. служат для смягчения ударов и рывков. Такие аппараты (пружинные) приняты для оборудования пассаж. вагонов; для 4-осных товарных приняты шестигранные пружинно-фрикционные, действие к-рых основано на поглощении живой силы удара гл. обр. трением частей аппарата и в незначительной степени упругостью пружин. До перевода всего подвижного состава на А. для сцепления вагонов, снабженных винтовой

Фиг. 3

Фиг. 3

упряжью, с вагонами, имеющими А., применяется диухзвенная переходная цепь (фиг. 3). Она состоит из кулака, сделанного по очертанию зева А., и двух звеньев. Для сцепления необходимо кулак цепи вставить сверху в зев А., после чего крайнее звено набросить на крюк. На маневрах можно набрасывать стяжку на ухо, отлитое сбоку автосцепки за малым зубом. Паровозы снабжаются А., по контуру зацепления и устройству механизма не отличающейся от вагонной, но паровозная А. не имеет поглощающего и центрирующего аппаратов. На тепловозах, электровозах и электровагонах подвижного состава устанавливается вагонная А. с поглощающими аппаратами. После оборудования А. всего подвижного состава боковые буфера будут сняты, т. к. они нужны только при сцеплении А. с крюком стяжки. В подвижном составе Московского метрополитена установлена жесткая А., приспособленная к условиям работы метрополитена. Новейшие типы А. дают возможность производить расцепку и сцепку локомотива непосредственно из кабины машиниста; кроме того, при сцепке вагонов одновременно соединяется воздушная система автотормозов. На электр. подвижном составе в головку А. включены и клеммы силовой и отопительных цепей. Оборудование всего подвижного состава ж. д. СССР А.—одно из важнейших технико-реконструктивных мероприятий на жел.-дор. тр-те, проводимых за последние годы. XVIII Съезд ВКП(б) вынес решение оборудовать в третьей пятилетке А. 300 тыс. ваг. действующего товарного парка и 4 тыс. пассажирского.

Технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство. 1941.


.

Синонимы:

Смотреть что такое "АВТОСЦЕПКА" в других словарях:

  • автосцепка — автосцепка …   Орфографический словарь-справочник

  • Автосцепка — Автосцепка  автоматическое сцепное устройство, которое осуществляет сцепление единиц подвижного состава без участия (либо при минимальном участии) человека. Чаще всего применяется для железнодорожного подвижного состава (вагоны, локомотивы)… …   Википедия

  • АВТОСЦЕПКА — устройство для автоматического сцепления (при соударении или нажатии) локомотивов и вагонов с ручным расцеплением …   Большой Энциклопедический словарь

  • АВТОСЦЕПКА — АВТОСЦЕПКА, и, жен. Устройство для автоматической сцепки вагонов. | прил. автосцепочный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • автосцепка — сущ., кол во синонимов: 3 • автосцеп (3) • сцеп (3) • сцепка (10) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тр …   Словарь синонимов

  • автосцепка — автоматическая сцепка ж. д. Источник: http://www.rzd partner.ru/news/index.php?action=view&st=1086253417&id=6 Словарь: Новый словарь сокращений русского языка, М.: ЭТС, 1995 …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • АВТОСЦЕПКА — механизм для автоматического сцепления при нажатии или соударении локомотивов и вагонов. А. обеспечивает передачу и смягчение продольных усилий и амортизацию ударных нагрузок при движении железнодорожного подвижного состава, при его манёврах или… …   Большая политехническая энциклопедия

  • автосцепка — 3.1 автосцепка: Сборочная единица автосцепного устройства, состоящая из корпуса и механизма сцепления, которая обеспечивает автоматическое сцепление единиц железнодорожного подвижного состава. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • автосцепка — автоматически действующее устройство, с помощью которого вагоны соединяются между собой и с локомотивом. Автосцепка служит также для амортизации соударения вагонов при движении, остановках и при манёврах. Автосцепка состоит из двух механизмов,… …   Энциклопедия техники

  • Автосцепка —         устройство для автоматического сцепления железнодорожного подвижного состава, передачи и смягчения действия продольных усилий, развиваемых при движении и остановке поезда, а также при маневровой работе. Обеспечивает автоматическое… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»