- ПУТЕУКЛАДЧИК
- ПУТЕУКЛАДЧИК
-
машина, производящая укладку жел.-дор. пути звеньями (сист. Платова) или плетями (сист. Чижова). Звеньевой П. представляет собой самоходный кран, смонтированный на специальной 4-осной платформе. Длина продольной крановой балки этого П. 15 м с выносом консоли вперед вдоль пути на 8 м. По нижнему поясу фермы вдоль крана перемещаются две тележки с рельсовыми захватами грузоподъемностью до 3,5 т каждая. Под полом платформы крана установлены два бензиновых двигателя ЗИС-5 по 75 ЛС, один из к-рых приводит в движение путеукладочный кран, а другой работает на динамомашину, питающую током моторы лебедок крана. Звенья готового пути подвозятся к укладочному крану на нескольких платформах, оборудованных роликовыми транспортерами (одна из них моторная). На каждую платформу грузят 8 — 10 звеньев, причем первое звено кладут рельсами вниз, опирая головками на ролики. Укладка пути производится след. образом: рельсовыми захватами первой тележки на укладочном кране зацепляется верхнее звено, несколько поднимается и передвигается вдоль крановой балки на конец консоли; здесь оно опускается на балластную подушку и соединяется временными скобами с рельсами ранее уложенного пути.
Путеукладчик сист. Платова
Освободив уложенное звено от захватов, укладочный кран продвигается и устанавливается на этом звене. В это время вторая тележка, захватив второе звено, тем же порядком выносит его на консоль и опускает на место. Передвижка рельсовых пакетов с одной платформы на другую производится лебедкой моторной платформы. Вслед за П. рабочие заменяют временное стыковое скрепление стандартным. Плетевой П. укладывает в путь собранную рельсовую плеть длиной до 825 м. Собранная непосредственно на пути плеть поднимается на специальные направители, разложенные заранее на пути (на месте сборки плети), и транспортируется по ним паровозом. Подвезенная в самый конец уложенного пути плеть передвигается далее по заранее подготовленной колее из уголкового железа; ширина этой колеи 2,3 м. После доставки плети на место конец ее опускается и сболчивается с последним звеном, затем вся плеть опускается на балласт и из-под нее вытаскивают направители и уголковый путь, последовательно приподнимая плеть ручными путевыми домкратами. Освобожденный уголковый путь протаскивается трактором на место укладки следующей рельсовой плети. Отвезя первую плеть, паровоз возвращается на место сборки плетей, где к тому времени уже закончена сборка второй плети. Оба типа П. по-новому разрешают вопрос об укладке пути, создавая условия для массовой механизации всего процесса. В настоящее время изготовлен и испытывается новый тип плетевого П. сист. Арутюняна.
Технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство. Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941.
.