БАШМАК ТОРМОЗНОЙ это:

БАШМАК ТОРМОЗНОЙ
БАШМАК ТОРМОЗНОЙ

приспособление, применяемое при маневровом движении для уменьшения скорости передвигающихся вагонов или их остановки. Различают Б. т.: а) ручные и б) механизированные (централизованного управления и автоматические). Ручные Б. т. состоят из стального полоза с одним или двумя бортами по бокам и головки с ручкой, приклепанной к полозу. Действие Б. т. основано на торможении движущегося вагона вследствие трения нижней поверхности полоза Б. т. при скольжении его по рельсу.

При наезде на Б. т. колесо вагона упирается в его головку, скользя с башмаком по рельсу; сопротивление движению резко увеличивается, <a href=вагон замедляет свой ход и, если башмак не снимается, останавливается. Б. т. накладывают на рельс руками или при помощи специальной вилки. Ручной способ торможения Б. т. при значительных скоростях вагонных составов и большой работе, напр. на сортировочных горках, делает работу башмачников затруднительной, опасной и недостаточно эффективной. Ввиду этого прибегают к механизированным Б. т. Последние отличаются от ручных тем, что установка их на рельсы, а иногда и удаление производятся при помощи специальных механизмов: механ. или электр. привода, приспособления, надвигающего Б. т. при помощи троса на путь следования вагонных составов, и т. п. Наиболее распространенный вид механизированных Б. т. представляет собой башмак, могущий скользить в желобе, к-рый образован ходовым рельсом и направляющим рельсом, отогнутым с конца (см. фиг.). По направляющему рельсу при помощи троса, приводимого в движение мотором, Б. т. надвигается на рельсы против движения состава, причем при наезде на него вагона нарушается связь между тросом и Б. т.; последний производит торможение колесных пар и ими же при движении отводится в нормальное положение на отогнутый конец направляющего рельса. Управление такого рода Б. т. производится с поста централизации. В нек-рых устройствах управление механизированными Б. т. осуществляется автоматически при помощи педалей. Перед началом торможения Б. т. автоматически выдвигается навстречу спускающемуся отцепу. Когда последний наезжает на педаль, электродвигатель приходит в действие и передвигает башмак в направлении от вагона. Чем скорее движется отцеп, тем раньше он нагоняет башмак и, следовательно, тем сильнее затормаживается. В устройствах централизации во избежание выхода маневрового состава на путь следования поезда по заготовленному маршруту также применяют иногда механизированные башмаки (невзрезные и взрезные). У взрезного Б. т. самый башмак выходит из обоймы, накладываемой на рельс, и, скользя вместе с колесом по рельсам, тормозит состав. Вновь обойма устанавливается вручную." />

При наезде на Б. т. колесо вагона упирается в его головку, скользя с башмаком по рельсу; сопротивление движению резко увеличивается, вагон замедляет свой ход и, если башмак не снимается, останавливается. Б. т. накладывают на рельс руками или при помощи специальной вилки. Ручной способ торможения Б. т. при значительных скоростях вагонных составов и большой работе, напр. на сортировочных горках, делает работу башмачников затруднительной, опасной и недостаточно эффективной. Ввиду этого прибегают к механизированным Б. т. Последние отличаются от ручных тем, что установка их на рельсы, а иногда и удаление производятся при помощи специальных механизмов: механ. или электр. привода, приспособления, надвигающего Б. т. при помощи троса на путь следования вагонных составов, и т. п. Наиболее распространенный вид механизированных Б. т. представляет собой башмак, могущий скользить в желобе, к-рый образован ходовым рельсом и направляющим рельсом, отогнутым с конца (см. фиг.). По направляющему рельсу при помощи троса, приводимого в движение мотором, Б. т. надвигается на рельсы против движения состава, причем при наезде на него вагона нарушается связь между тросом и Б. т.; последний производит торможение колесных пар и ими же при движении отводится в нормальное положение на отогнутый конец направляющего рельса. Управление такого рода Б. т. производится с поста централизации. В нек-рых устройствах управление механизированными Б. т. осуществляется автоматически при помощи педалей. Перед началом торможения Б. т. автоматически выдвигается навстречу спускающемуся отцепу. Когда последний наезжает на педаль, электродвигатель приходит в действие и передвигает башмак в направлении от вагона. Чем скорее движется отцеп, тем раньше он нагоняет башмак и, следовательно, тем сильнее затормаживается. В устройствах централизации во избежание выхода маневрового состава на путь следования поезда по заготовленному маршруту также применяют иногда механизированные башмаки (невзрезные и взрезные). У взрезного Б. т. самый башмак выходит из обоймы, накладываемой на рельс, и, скользя вместе с колесом по рельсам, тормозит состав. Вновь обойма устанавливается вручную.

Технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство. 1941.


.

Смотреть что такое "БАШМАК ТОРМОЗНОЙ" в других словарях:

  • БАШМАК ТОРМОЗНОЙ КОЛОДКИ — обойма, в к рую вставляется тормозная колодка, закрепляемая чекой или болтами. На паровозах, а иногда на тендерах и вагонах применяются цельнолитые тормозные колодки с проушинами, не требующие башмаков. Технический железнодорожный словарь. М.:… …   Технический железнодорожный словарь

  • Тормозной башмак — Тормозной башмак …   Википедия

  • башмак для дробового бурения — тормозной подкладной башмак — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы тормозной подкладной башмак EN drag shoe …   Справочник технического переводчика

  • Башмак (значения) — Башмак: Башмак  вид обуви. Башмак (строительство) железная оковка, которой обиваются заостренные концы свай при забивке их в твердых или щебенистых грунтах[1]. Башмак в фототехнике  приспособление на фотоаппарате, предназначенное для… …   Википедия

  • тормозной башмак — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN brake head …   Справочник технического переводчика

  • ТОРМОЗНОЙ — ТОРМОЗНОЙ, тормозная, тормозное, и (устар.) тормозный, тормозная, тормозное (тех.). прил. к тормоз в 1 знач. Тормозные колодки. Тормозной кран. Тормозной башмак. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • БАШМАК — (1) тормозной приспособление, накладываемое на рельс для затормаживания подвижного состава; (2) полюсный часть магнитных полюсов электрических машин, обеспечивающая требуемое распределение плотности магнитного потока; (3) технологический опора… …   Большая политехническая энциклопедия

  • ТОРМОЗНОЙ БАШМАК — см. в ст. Башмак …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Башмак — I Башмак         в технике: полюсный часть магнитных полюсов электрических машин, обеспечивающая требуемое распределение плотности магнитного потока; тормозной приспособление, накладываемое на железнодорожный рельс для затормаживания подвижного… …   Большая советская энциклопедия

  • Башмак — I Башмак         в технике: полюсный часть магнитных полюсов электрических машин, обеспечивающая требуемое распределение плотности магнитного потока; тормозной приспособление, накладываемое на железнодорожный рельс для затормаживания подвижного… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»