- ИС (Иосиф Сталин)
- ИС (Иосиф Сталин)
-
буквенное обозначение серии пассаж. паровозов с перегревателем и 2-цилиндровой машиной (1-кратного расширения) типа 1-4-2, с диаметром движущих колес 1 850 мм и сцепным весом 82 т. Паровоз ИС — яркая иллюстрация гигантски выросшей советской машиностроительной промышленности. Первый паровоз ИС был выпущен Коломенским з-дом к 7/XI 1932 г. Серийная постройка началась с 1937 г. на Ворошиловградском з-де. Мощность паровозов ИС достигает 2 500 ЛС.
пар, букс, ведущих и сцепных осей и т. д. Паровоз ИС был признан на XVII Съезде ВКП(б) основной единицей пассаж. паровозного парка во второй пятилетке. Согласно решениям XVIII Съезда в третьей пятилетке предположен выпуск 1 500 паровозов этой серии." />
По сравнению с наиболее мощным (до ИС) пассаж. паровозом СУ паровозы ИС обладают в 2 раза большей мощностью; скорость их на расчетном подъеме в 11/2 раза выше скорости СУ, а максимальный вес состава — 1 000 т (против 600 т для СУ). При скорости в 100 км/ч паровозы ИС благодаря своей мощности, большому сцепному весу, сильно развитому котлу, допускающему высокие и устойчивые форсировки, могут вести составы в 700 ж против 360 т при паровозе СУ. Такая мощность паровозов ИС, соединенная с надежностью в работе, простотой управления и несложностью в ремонте, достигнута удачным выбором основных размеров и отдельных конструкций как по котлу и машине, так и в рамно-ходовых частях. Паровозы ИС, допускающие значительное увеличение составов и скоростей, дают и значительное улучшение пассаж. движения на магистральных линиях жел.-дор. сети СССР. Ввиду одинакового общего веса паровозов ИС и ФД и мало отличающейся длины этих паровозов, а также однородности требований, предъявляемых в отношении мощности, паровозы ИС во многих частях взаимозаменяемы с паровозами ФД. Так, напр., котлы этих паровозов, включая арматуру и гарнитуру, совершенно одинаковы, за исключением длины дымовой коробки; цилиндры, их крышки и поршни, золотники, сальники и крейцкопфы также совершенно одинаковы; равным образом удалось внести объединение и в экипажную часть ИС и ФД, в частности в отношении задних колесных пар, букс, ведущих и сцепных осей и т. д. Паровоз ИС был признан на XVII Съезде ВКП(б) основной единицей пассаж. паровозного парка во второй пятилетке. Согласно решениям XVIII Съезда в третьей пятилетке предположен выпуск 1 500 паровозов этой серии.
Технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство. Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941.
.